Военная академия связи: прием уверенный

«Военная академия связи уже почти 100 лет является ведущим центром научных исследований в области теории и практики применения средств связи и автоматизированных средств управления. Из ее стен выпускаются высококвалифицированные офицеры, способные грамотно применять новейшие инфокоммуникационные технологии в интересах Вооруженных Сил», – заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на церемонии вручения академии ордена Жукова. О формировании инновационного мышления слушателей и курсантов академии, практической направленности их подготовки – начальник Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного генерал-лейтенант Сергей Костарев.

Начальник 2«ЭС»: Уважаемый Сергей Валерьевич, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного является одним из старейших военных вузов страны — в ноябре этого года отметит 100-летний юбилей. Какие события в истории академии представляются Вам наиболее значимыми?

— Предыстория академии относится к середине XIX столетия, когда в Петербурге было организовано Военно-техническое гальваническое заведение, состоявшее из офицерского класса и гальванической учебной роты. В нем проводилась подготовка военных специалистов-электриков для телеграфных частей и других электротехнических подразделений.

В последующие годы гальваническое заведение было преобразовано сначала в Военную электротехническую школу (1894 г.), а затем (1911 г.) — в Офицерскую электротехническую школу с двухгодичным сроком обучения. В 1917 году из-за частичной эвакуации ряда учреждений из Петрограда школа была перебазирована в Сергиев Посад Московской губернии.

В годы Гражданской войны школа продолжала готовить военных специалистов для частей Красной Армии. В октябре 1919 года был решен вопрос централизованного руководства военной связью. 8 ноября 1919 г. Реввоенсовет Республики принимает решение о создании Высшей электротехнической школы комсостава РККА. Дата 8 ноября 1919 г. стала официальным днем образования Военной академии связи.

После окончания Гражданской войны Советское правительство принимает ряд постановлений, направленных на улучшение подготовки командных и инженерных кадров, расширение сети военно-учебных заведений и повышение уровня образования. В результате этого в июне 1921 года Высшая электротехническая школа комсостава РККА реорганизуется в Военную электротехническую академию РККА и Флотов с пятилетним сроком обучения. В 1923 году академия перебазировалась в Петроград в здание бывшей Императорской Николаевской военной академии на Суворовском проспекте.

В период с 1923 по 1931 годы академия претерпела ряд реорганизаций. Однако все более широкое оснащение войск техническими средствами связи, различными радиоэлектронными устройствами и комплексами потребовало и соответствующего увеличения количества военных специалистов для их обслуживания и боевого применения. Поэтому Правительством СССР в 1932 году было принято решение о закладке нового городка для самостоятельной электротехнической академии на окраине города Ленинграда в районе дачи Бенуа (ныне Тихорецкий пр. 3). К строительству нового комплекса достаточно широко привлекались и слушатели академии.

С первого апреля 1933 года академия была переподчинена начальнику связи Красной армии. В том же году, в связи с 50-летием легендарного Героя Гражданской войны С. М. Будённого, академии было присвоено его имя. С 1941 года Военная электротехническая академия получила наименование «Военная академия связи» (ВАС).

В 1941—1945 гг. не прекращалось обучение и выпуски офицеров связистов для действующей армии. В те годы академия временно находилась в Томске. Были подготовлены для фронта тысячи специалистов связи, в том числе по ускоренным программам обучения.

Необходимо отметить и то, что в 1942 г., т. е. в самый разгар Великой Отечественной войны, академия перешла на полный курс подготовки специалистов, что ярко свидетельствовало о той важнейшей роли, которая уделялась проблеме организации связи в войсках.

Выпускники академии занимали ответственные должности по организации связи на фронтах. 30 выпускников стали начальниками и заместителями начальников управлений связи фронтов; 40 воспитанников — начальниками связи армий.

7 ноября 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, в ознаменование 25-й годовщины со дня образования, за выдающиеся успехи в подготовке офицерских командных и инженерных кадров для войск связи Красной Армии и боевые заслуги перед родиной, Военная академия связи награждена орденом Красного Знамени.
22 февраля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР академия за большие заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных Сил СССР была награждена орденом Ленина.

За период существования академии подготовлено: более 45 тысяч офицеров для Советской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации; более 3,5 тысяч докторов и кандидатов наук, около 65 тысяч офицеров прошли переподготовку или повысили свою квалификацию в стенах нашего вуза.

За прошедшее время в академии подготовлено свыше 4,5 тысяч офицеров для армий Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. За отличия при подготовке иностранных специалистов академия награждена 8 орденами иностранных государств.

Гордостью академии являются выпускники, ставшие в свое время государственными деятелями, видными военачальниками. Маршалы войск связи: И.Т. Пересыпкин, Н.Н. Алексеев, А.И. Леонов, А.И. Белов; генерал-полковник Н.Д. Псурцев — с апреля по ноябрь 1939 г. он был начальником учебного отдела академии, в последующем — министром связи СССР. Среди выпускников и сотрудников академии 17 Героев Советского Союза, 9 Героев Социалистического Труда, 3 Героя Российской Федерации.

«ЭС»: Какие задачи решают сегодня Войска связи РФ и, соответственно, какие задачи стоят перед Военной академии связи им. С.М. Буденного с учетом перспектив их развития?

— Основные задачи, решаемые сегодня войсками связи, направлены на реализацию Концепции развития системы связи ВС РФ на период до 2025 года. Создаваемая по замыслу Концепции защищенная цифровая мультисервисная сеть связи Вооруженных Сил РФ состоит из организационно и технологически взаимоувязанных космического, воздушного, наземного и морского эшелонов. Основное предназначение создаваемой системы связи заключается в построении единого информационного пространства в интересах обеспечения устойчивого, непрерывного, оперативного и скрытного автоматизированного управления войсками, силами и оружием от Генерального штаба до отдельной боевой единицы.

Современные модульные, унифицированные средства и комплексы связи и автоматизации в условиях комплексного воздействия противника на основе бесшовного взаимодействия в составе высокоскоростной самоорганизующейся сети на единых протоколах и стандартах обеспечивают визуализацию поля боя, повышение ситуационной осведомленности органов военного управления, гарантированную информационную поддержку их деятельности на всех уровнях иерархии управления, принятие адекватного складывающейся обстановке решения и в конечном счете опережение противника в цикле управления.

Для достижения целей развития системы и войск связи Вооруженных Сил России определены следующие приоритетные задачи:

— оснащение войск связи современными телекоммуникационными комплексами, доведение к 2020 году уровня обеспеченности частей и подразделений современными средствами связи до 70%;
— создание стационарной интегрированной сети связи;
— создание межвидовой магистральной опорной сети декаметровой радиосвязи;
— создание унифицированного ряда телекоммуникационного оборудования модульного типа для оснащения объектов связи наземного, воздушного, морского и космического эшелонов;
— развертывание широкополосной сети спутниковой связи;
— создание автоматизированной системы оперативно-технического и технологического управления сетями связи;
— совершенствование организационных структур соединений и частей связи;
— неуклонный рост профессиональной подготовки специалистов войск связи всех категорий.

Для решения данных задач необходимы специалисты, обладающие как высоким уровнем военной подготовки, так и глубокими знаниями и твердыми практическими навыками в области современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Проведенные мероприятия по реконструкции академии и комплексному оснащению учебно-материальной базы средствами и комплексами связи, созданию и развитию тренажерной базы позволили при выходе на полную численность обучающихся обеспечить требуемый уровень подготовки специалистов войск связи.

На данном этапе развития перед академией стоит задача создания интегрированной учебно-материальной базы, предполагающей использование в учебном процессе всех современных достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий.

«ЭС»: Сегодня в сетях военной связи внедряются новые средства и комплексы, в работе которых применяются самые современные телекоммуникационные и информационные технологии. Как изменились требования к системе образования военных связистов?

— Изменение форм и способов вооруженной борьбы в современных условиях влечет за собой и изменение системы управления войсками и, естественно, ее важнейшего элемента — средств управления. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится поэтапная замена последних на современные унифицированные комплексы и средства связи, созданные на основе новейших достижений науки и техники.

Очевидно, что разрыв между ростом технического оснащения войск связи и способностью офицеров эффективно эксплуатировать средства управления недопустим. Поэтому основной задачей образовательного процесса Военной академии связи является подготовка специалистов, готовых к выполнению обязанностей по должностному предназначению в условиях широкого внедрения новых инфокоммуникационных систем, средств и комплексов.

Для выполнения данной задачи в академии создана территориально распределенная информационно-образовательная среда, обеспечивающая процесс подготовки специалистов на базе современных инфокоммуникационных систем, средств и комплексов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и развития у слушателей и курсантов способностей к инновационному мышлению.

В образовательный процесс академии внедрены и активно совершенствуются оригинальные, нестандартные, универсальные, инновационные методики и способы представления информации, перспективные интерактивные формы обучения, которые не только сокращают время на изучение современных средств и комплексов связи, но и адаптируют слушателей и курсантов к современным пользовательским интерфейсам. Причем применение современных мультимедийных технологий и средств трехмерного моделирования позволило сосредоточить внимание обучаемых на наиболее сложных, проблемных вопросах, делая процесс обучения более увлекательным и современным.

Образовательный процесс в условиях информационно-образовательного пространства потребовал корректировки самой логики организации подготовки слушателей и курсантов. В настоящее время такая работа активно проводится во всех учебно-научных подразделениях (факультетах и кафедрах) академии. Приоритетной целью, поставленной руководством академии и ее профессорско-преподавательским составом, стала практическая направленность подготовки слушателей и курсантов.

Полная траектория подготовки построена по схеме последовательной реализации взаимоувязанных модулей и на основе двух педагогических принципов: от простого к сложному и от теории к практике.

Процесс обучения реализуется путем поэтапного освоения выпускниками технической составляющей инфокоммуникационной сети МО РФ, включаю­щего в себя:

— углубленное изучение основ функционирования инфокоммуникационных средств и комплексов;
— приобретение индивидуальных навыков работы на базовых образцах техники связи (в специализированных классах и групповых аудиториях);
— отработку учебно-боевых задач в соответствии с военно-учетной специальностью, сдачу испытаний на классность.

Каждый модуль обязательно завершается практической частью, которая является целевой составляющей всей траектории подготовки в рамках модуля. Именно здесь определяется степень освоения обучающимися конкретной компетенции.

В настоящее время на факультетах и кафедрах ведется целенаправленная работа по совершенствованию материально-технической основы информационно-образовательного пространства: основных элементов учебно-материальной базы, а также базы информационного обеспечения, в первую очередь путем создания и применения электронных образовательных ресурсов. Особое внимание уделяется подготовке профессорско-преподавательского состава к работе в новых условиях.

«ЭС»: Какие разработки ведут ученые и преподаватели ВАС имени С.М. Буденного по тематике единой системы связи ВС РФ 6-го технологического уклада?

— Единая система связи шестого технологического уклада подразумевает унификацию и стандартизацию применения перспективных информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах государственного и военного управления с сохранением ведомственной принадлежности комплексов, служб, сетей связи и комплексным применением средств различных родов связи, обладающих свойством адаптивного перестроения архитектуры передачи сообщений в зависимости от условий обстановки. Она призвана обеспечить высокую устойчивость, мобильность и оперативность, а также динамику и своевременность «бесшовного» вертикального и горизонтального взаимодействия всех уровней иерархического построения системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации.

В результате скоординированных научных исследований, экспериментов и испытаний в рамках тематики создания и развития единой системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации шестого технологического уклада, проводимых академией совместно с военно-научным комплексов войск связи, формируется опережающий научный задел по направлениям строительства и развития войск связи.

Осуществляется также обоснование способов применения сил и средств связи и требований к система управления, формирование и реализация требований к системам, комплексам и средствам связи, в том числе к разработке нормативно-правовой базы как «ключа» к созданию единого телекоммуникационного пространства не только в рамках Вооруженных Сил, но и в интересах решения системотехнических задач, обеспечивающих сетевую и системную интеграцию телекоммуникационного оборудования на основе принципов конвергенции и инвариантности к применению (в стационарных, полевых и мобильных условиях) с использованием различных средств передачи и поэтапного внедрения новых сетевых и информационных услуг.

«ЭС»: В чем суть концепции развития военных технологий искусственного интеллекта, которую разрабатывает Военная академия связи?

— В целях развития образовательной системы и возможности апробации способов боевого управления разработаны современные учебно-тренировочные средства и системы, основанные на применении динамического моделирования оперативной обстановки, трехмерной стереовизуализации, дополненной и виртуальной реальности.

Так, например, система динамического моделирования с элементами искусственного интеллекта позволяет:

— планировать развертывание системы связи с использованием результатов решения динамических расчетных задач на трехмерном макете местности;
— решать различные ситуационные задачи по связи в динамике общевойскового боя при групповом обучении курсантов и слушателей;
— оперативно оценивать степень управляемости, устойчивости, деградации и восстановления системы связи в ходе общевойскового боя;
— апробировать новые способы боевого управления подчиненными подразделениями в различных (смоделированных) условиях обстановки.

Автоматизированная виртуальная система обучения, разработанная на базе фотореалистичных круговых диаграмм, обеспечивает эффект присутствия внутри реальных объектов и объединяет виртуальные обучающие учебно-тренировочные средства на основе трехмерной стереовизуализации. Применение системы позволяет повышать скорость восприятия различной информации об особенностях эксплуатации, составе, структуре и тактико-технических характеристиках изучаемых средств и комплексов связи, а также оперативно проводить переподготовку как отдельных специалистов, так и экипажей в целом при вооружении войск связи новой техникой.

«ЭС»: Какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов Военной академии связи?

— Сегодня Военная академия связи осуществляет обучение по всем уровням образования, которые установлены в России. Среднее общее образование: кадеты школы IT- технологий; среднее профессиональное образование: курсанты — будущие прапорщики; высшее образование, специалитет: курсанты — будущие лейтенанты; высшее образование, магистратура: слушатели — будущие полковники и генералы; высшее образование, подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре и докторантуре: адъюнкты и докторанты — будущие ученые и научные светила. Кроме того, в академии реализуются дополнительные профессиональные программы.

Самый многочисленный набор, более 500 чел., осуществляется на специальности специалитета: инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи; применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения.

В настоящее время в военные системы связи активно внедряются передовые технологии, фактически происходит конвергенция сетей связи и вычислительных сетей. Спектр современных средств и комплексов связи существенно расширился, при этом темпы развития существующих и появления новых технологий и средств связи значительно возросли.

Академия дает базовые знания в области инфотелекоммуникаций — создание и эксплуатация современных электронных средств генерации, передачи, приема, обработки, хранения и защиты информации. Спрос на специалистов в данной области актуален и растет. Естественно и конкурс на данные специальности приличный. Например, в 2019 году общий конкурс составил около 4 человек на место, чтобы быть точным — 3,8, а у девушек конкурс на место превысил 25 человек.

«ЭС»: В чем заключается особенность формата научной роты? Какие темы научной работы выбирают военнослужащие?

— Основной особенностью формата научной роты является ее целевое предназначение. Оно заключается в активизации научной работы и получения научных результатов при решении прикладных задач в интересах Вооруженных Сил, а также в подготовке научных кадров для военно-научного и оборонно-промышленного комплексов Российской Федерации. Кроме того, комплектование научной роты военнослужащими по призыву осуществляется из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное образование в областях радиосвязи, телекоммуникаций и автоматизированных систем управления. Также большинство военнослужащих научной роты являются победителями олимпиад и конкурсов различного уровня, стипендиатами Правительства и Президента Российской Федерации. При желании военнослужащего продолжить военную службу в рядах Вооруженных Сил, с ним заключается контракт и присваивается первое офицерское звание «лейтенант».

Темы научных исследований военнослужащих роты соответствуют тенденциям и перспективам развития систем и средств в областях радиосвязи, телекоммуникации и автоматизированных систем управления. Это обусловлено высоким уровнем компетенций операторов роты, а также основной целью ее создания.

К числу наиболее актуальных относятся следующие направления исследований: применение искусственного интеллекта в автоматизированных системах управления и связи, робототехника, кибербезопасность, интеллектуализация образовательной деятельности, средства и технологии защиты систем связи в условиях дестабилизирующих воздействий, адаптация перспективных гражданских технологий к применению в системах специального назначения, проведение аналитического и имитационного моделирования процессов управления войсками и оружием, разработка и проектирование методов применения современных технологий (средств) радиосвязи на различных типах военной техники.

Редакция и редколлегия журнала «Электросвязь» поздравляют коллектив Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного с юбилеем и желают дальнейших успехов в деле подготовки высококвалифицированных специалистов и обеспечении безопасности страны.

Рубрики и ключевые слова