Виртуальный мобильный оператор Yota (ООО «Скартел») объявил о запуске проекта по доставке SIM-карт при помощи беспилотных дронов

Инновационный сервис в тестовом режиме будет работать в Москве до конца сентября, но желающим воспользоваться такой доставкой придется самим приезжать к курьерам. Представители Yota уверяют, что проект позволит компании сэкономить на доставке. Эксперты и игроки рынка выразили сомнение в экономической эффективности начинания и отнеслись к такой инновации скорее как к шутке.

Как пишет ComNews, мобильный виртуальный оператор (MVNO) «Скартел», работающий под брендом Yota (является 100% «дочкой» ПАО «МегаФон») намерен полноценно внедрить квадрокоптеры в свои бизнес-процессы. Об этом сообщил операционный директор компании Владимир Добрынин. «Наша цель — протестировать в реальных условиях инновационные технологии и оценить их эффективность для бизнеса», — заявил он.

Отметим сразу, что о реальной доставке речи не идет. Оператор запускает четыре (на самом деле три — две будут работать попеременно) новых точки продаж — Yotaport. Располагаться они будут в популярных у москвичей районах города — на территории института «Стрелка», парков «Музеон» и «Сокольники», а также в павильоне Политехнического музея на ВДНХ. Чтобы вам доставили SIM-карту на квадрокоптере, сначала придется самому прийти (с паспортом) к одному из таких Yotaport и написать заявление. Там сотрудник компании заполнит договор и вызовет «летающего курьера». Долго ждать не придется — дрон прилетит через пару минут. Ведь база летательных аппаратов вместе с SIM-картами располагается в соседнем здании, буквально в сотне метров, а то и ближе.

Представители других мобильных операторов прокомментировали инициативу конкурентов в шутливом ключе. «Мы тестировали доставку SIM-карт дронами, но отказались от этой идеи из-за неэффективности. В настоящее время работаем над пилотным проектом по телепортации SIM-карт в точки продаж», — сказал пресс-секретарь ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) Дмитрий Солодовников. Представитель ПАО «ВымпелКом» Анна Айбашева добавила, что «компания сейчас рассматривает возможность доставки SIM-карт специальными роботами, разрабатываемыми „ВымпелКомом“ в партнерстве с одним из научно-исследовательских институтов, которые могут осуществлять доставку SIM-карт как в условиях городской среды, так и дикой тундры».

Партнером Yota в этом проекте выступает компания Copter Express. Как рассказал ее генеральный директор Олег Понфиленок, они уже проводили подобный эксперимент — в течение месяца доставляли дронами пиццу в одном из городов России. Но тогда доставка оказалась очень дорогой — около 1 тыс. руб. Как пояснил Олег Понфиленок, это из-за того, что квадрокоптером управлял человек. В эксперименте с Yota доставка должна быть значительно дешевле — как заявили авторы проекта, около 400 руб. В теории дроны должны летать сами — специалисты Copter Express разработали соответствующее программное обеспечение.

По словам Владимира Добрынина, доставка обычным курьером стоит около 500 руб. «Надеемся, что дроном будет на 100 руб. дешевле. Конечно, в Yotaport наши сотрудники будут оказывать консультации, это будет полноценная точка обслуживания Yota. Если исключить операционные затраты в дальнейшем, доставка дронами, как мы надеемся, будет дешевле, чем доставка людьми», — заявил операционный директор Yota. Каждый Yotaport будут обслуживать два дрона. Как сообщили представители оператора, в хорошую погоду они рассчитывают доставлять более 700 SIM-карт в день.

Для клиентов инновационная доставка бесплатна. А вот затраты на эксперимент самого оператора составили около 3 млн руб. «Это чтобы организовать проект. А дальше посмотрим», — уточнил Владимир Добрынин. Еще в 2 млн руб. обойдется страхование гражданской ответственности — на случай если что-то пойдет не так, например квадрокоптер упадет и помнет чью-то машину или нанесет физический, материальный или моральный ущерб человеку.

«Инициатива Yota — PR-ход, призванный привлечь дополнительное внимание к проекту», — уверен генеральный директор «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов. Финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин отметил, что доставку различных товаров дронами успешно практикуют в США. «Я не исключаю, что реализуемый в РФ проект будет успешно запущен. Впрочем, пока можно говорить скорее лишь о нишевом применении такого рода технологий и сопутствующем PR-эффекте. Экономический эффект будет несущественным. Дело в том, что в РФ гораздо более жесткие погодные условия и дороже оборудование. Также имеются существенные регуляторные риски», — сказал эксперт.

Как сообщили представители оператора, если проект окажется эффективным, в 2016 г. Yota планирует запустить доставку SIM-карт дронами в нескольких крупнейших городах России. Как пояснил генеральный директор Copter Express Олег Понфиленок, в Москве полноценно летать квадрокоптерам запрещает законодательство — слишком много мест, где они могут помешать полетам настоящей авиации (например, зоны возможных взлетов и посадок вертолетов МЧС). Если исключить эти районы, то в любую точку оставшейся территории столицы можно организовать доставку дронами — нужно лишь проложить маршруты, минуя запретные зоны. Но это будет уже принципиально другой проект, в том числе по стоимости.

Экспериментами с дронами Yota не намерена ограничиваться. Компания объявила, что запускает целую серию экспериментальных проектов под общим название Futureproof и «на собственном опыте будет изучать перспективы инновационных решений в реальной жизни». Как сообщил Владимир Добрынин, помимо квадрокоптеров мобильного оператора интересуют робототехника, 3D-печать, сенсоры и Интернет вещей.

Рубрики и ключевые слова