Цифровизация телевещания в России: от создания опытных участков к концепции внедрения цифрового ТВ-вещания

Официальной датой начала внедрения цифрового телевещания в России считается 19 августа 1997 года . 17 июня 2015 года Международный союз электросвязи подтвердил выполнение Российской Федерацией соглашения «Женева-06» . В значительной мере выполнена ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 гг.». Огромный путь между этими вехами оценивают ведущие деятели отрасли цифрового телевещания.

Автор: Ирина Богородицкая

Цифра на старте

19 августа 1997 года в Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации состоялось межведомственное совещание по вопросам развития цифрового телевизионного вещания в России. Его собрал заместитель председателя Государственного комитета по связи и информатизации Российской Федерации Анатолий Батюшкин. Именно к нему еще в мае 1997 года приходили генеральный директор НИИ Радио Юрий Зубарев и главный научный сотрудник НИИ Радио председатель ИК-11 МСЭ-R Марк Кривошеев.

Вспоминает Анатолий Батюшкин: DSC09591

— На майской встрече на Тверской, 7 речь сразу же зашла о необходимости принятия решения, которое позволило бы перевести работу по цифровизации ТВ-вещания в русло конструктивного развития, т. е. перейти от отдельных инициативных работ по передаче цифрового ТВ-сигнала, опытов, разработок к внедрению нового вида вещания как к государственной задаче.

Мне было доложено о результатах заключительного собрания 11-й Исследовательской комиссии Сектора радиосвязи Международного союза электросвязи, на котором был принят пакет важных документов, что давало возможность планировать переход от аналога к цифре. Марк Кривошеев, который был в центре принятия мировых стандартов в области цифрового ТВ-вещания (ЦТВ) и хорошо знал особенности отечественной ТВ-сети, сформулировал цели цифровизации и представил основные положения концепции развития этого направления.

Я поддержал эту конкретную стартовую инициативу НИИ Радио, тем более что ТВ-специалисты региональных отделений из Хабаровска, Новосибирска, Самары уже готовы планировать работу по тестированию сетей и устройств, поддерживающих цифровое телевидение. Принятие столь серьезного решения (а примеров реализации такого рода проектов в мире мы практически еще не знали) требовало серьезного осмысления и обсуждения с заинтересованными сторонами. Было решено вернуться к рассмотрению этого комплексного предложения после собрания СЕПТ по планированию цифрового наземного ТВ-вещания в Европе (июль 1997 г., Честер, Великобритания).

Внедрение цифрового ТВ как государственная задача

19 августа в Госкомсвязи России на межведомственное совещание по вопросам развития цифрового ТВ-вещания в стране собрались представители администрации связи, научно-исследовательских организаций, предприятий и организации телеком-отрасли. Обсуждение открыл глава российской делегации на собрании в Честере начальник управления Госкомсвязи РФ Л. Дмитриев, сообщивший, что ряд АС европейских государств демонстрируют намерение форсировать внедрение систем цифрового наземного ТВ-вещания. Поэтому следует обратить внимание на координацию систем вещания аналогового, цифрового и смешанного ТВ в приграничных зонах.

Затем выступил Марк Кривошеев, подчеркнувший необходимость разработки концепции цифрового ТВ вещания в России с учетом ее специфических требований сопряжением их со складывающейся стратегией и результатами международных исследований [4]. Он предложил ряд положений для учета в этой работе, включенные в Приложение к протоколу совещания:

Концепция должна основываться на предложенном в России новом подходе к цифровому ТВ-вещанию как многоцелевой информационной системе, обеспечивающей комплексное решение проблем многопрограммного ТВ-вещания, передачи больших объемов цифровых данных, массовой интерактивности, а также ряда задач мультимедиа и других информационных служб. Концепция должна базироваться на постепенном, эволюционном переходе от аналогового к цифровому ТВ.

Новый подход впервые предусматривает удовлетворение задач массовой многоцелевой интерактивности, которая не только удовлетворит все возрастающий на нее социальный заказ, но и вызовет радикальные изменения инфраструктуры вещания и телекоммуникаций. Интерактивность обеспечит предоставление ряда новых, привлекательных для пользователя услуг в области ТВ- и звукового вещания, дистанционного обучения, массовой телемедицины и других информационных сфер, включая мультимедиа, и будет вносить значительный экономический вклад. Поэтому в концепции должна быть отражена потребность в системах ТВ-вещания, адаптивных к интересам множества потребителей (макрогрупп), небольших групп пользователей (микрогрупп) и даже отдельных индивидуумов.

Что касается вещательной части концепции, то на данном этапе имеются основания ориентироваться на европейский вариант системы цифрового ТВ-вещания — DVB, однако необходимо учитывать потенциальные возможности улучшения параметров и алгоритмов MPEG-2, систем модуляции, ограниченного доступа и др. В ИК 11 МСЭ-R изучаются такие новые подходы к этим проблемам.

Должно быть предусмотрено сопряжение комплексов создания ТВ-программ и других источников информации с наземными и спутниковыми сетями распределения и вещания, включая кабельное телевидение, сотовые системы, MMDS и др. При этом должен учитываться прогресс цифровых технологий, приводящий к слиянию средств вещания, связи, информационных служб и компьютерных систем. Важным разделом концепции являются частотные проблемы наземного вещания, включая КТВ, сотовое ТВ и др. При этом важно учитывать, что в соответствии с предложенной в России концепцией в каждом стандартном радиоканале (6−7-8 МГц) в цифровом виде можно будет передать сигналы по крайней мере 5−6 ТВ-программ или программу ТВЧ, большие потоки данных и т. д.

Учитывая перспективы развития компьютерного вещания и необходимость более эффективного информационного обеспечения населения и других потребителей, необходимо предусмотреть возможность сопряжения систем ТВ-вещания с сетью Интернет и другими аналогичными сетями.

Разработка и внедрение в России предложенных многоцелевых систем цифрового ТВ-вещания, наряду с решением многих информационных проблем, создадут предпосылки для дальнейшего всестороннего развития радиопромышленности, микроэлектроники и других областей, учитывая огромный потенциальный рынок сбыта в нашей стране и за рубежом. Научно-технический потенциал России вполне в состоянии оригинально и эффективно решить эти задачи. Необходимо проведение НИР и ОКР, обеспечивающих выпуск соответствующих приборов и оборудования.

Можно утверждать, что предложениям по новому подходу к созданию многоцелевых систем цифрового ТВ-вещания гарантирована широкая мировая поддержка, признающая приоритет идей и международную координирующую роль России в этой области. Это в первую очередь пакет Рекомендаций по наземному цифровому ТВ-вещанию, спутниковому многопрограммному цифровому ТВ, ТВ высокой четкости, интерактивному ТВ, стандарты цифрового ТВ, унифицированные методы оценки качества изображений в цифровом ТВ и др., принятый на общем собрании ИК11 МСЭ-R в апреле 1997 года.

Присутствующие на совещании одобрили эти предложения. Базой для получения необходимого опыта, отметил Марк Кривошеев, может быть создание опытных участков. По вопросам приемной техники выступил заместитель генерального директора ОАО «Телеком» Калью Кукк, который сообщил о различных направлениях развития цифровой приемной ТВ-техники, подчеркнув, что к работе в этом направлении следует приступить, но вести ее широким фронтом.

Начальник лаборатории НИИР Валерий Дотолев отметил возможность использования для опытных участков некоторых частотных резервов каналов в дециметровом диапазоне. Начальник сектора НИИР Марк Локшин сообщил о наличии резерва каналов в сетях кабельного ТВ, которые подходили для цифровой передачи.

Первый заместитель руководителя Федеральной службы РФ по телевидению и радиовещанию Владимир Маковеев обратил внимание на необходимость ускорить разработку норм на передачу цифровых сигналов ТВ-программ по спутниковым каналам. Касаясь стратегии внедрения цифрового телевидения, он поддержал идею создания опытных участков. Совещание рекомендовало разработать концепцию и подходы к внедрению цифрового ТВ-вещания в России и совместно с заинтересованными ведомствами и организациями подготовить предложения по созданию опытных участков.

Госкомсвязи России в 1998 г. поручил НИИР в кратчайший срок детально исследовать возможности начала практических работ по внедрению наземного цифрового ТВ вещания в нашей стране. Эти исследования были осуществлены под научным руководством члена-корреспондента РАН директора НИИР Юрия Зубарева в конце 1998 г.

Дальнейшее развитие работ по цифровому ТВ-вещанию опиралось на Концепцию внедрения наземного цифрового ТВ- и звукового вещания в России, одобренную Научно-техническим советом Госкомсвязи России, и постановление Коллегии Госкомсвязи России от 26 марта 1999 года «О концепции внедрения цифрового телевизионного и звукового вещания в России» [1].

Разработка государственной концепции, а затем и федеральной целевой программы потребовали взаимодействия многих ведомств. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. № 304 была образована Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания, которая и в настоящее время является координирующим органом для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в целях развития цифрового телерадиовещания в России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зубарев Ю.Б., Шавдия Ю.Д. Цифровизация и многофункциональность — приоритеты развития технических средств российского ТВ вещания // Электросвязь. — 2001. — № 12.
  2. Международный союз электросвязи подтвердил выполнение Россией международного соглашения по цифровому вещанию «Женева-06». — URL: www.rtrs.ru/news/read/1270/26.06.2015.
  3. Андрей Романченко (РТРС): «Россия выполнила обязательства по соглашению «Женева-06». — URL: www.rspectr.com/article/intervyu/andrei-romanchenko-rtrs.
  4. Кривошеев М.И. Новый подход к ТВ вещанию на базе многоцелевого цифрового интерактивного контейнера // Электросвязь. — 1997. — № 12.
Рубрики и ключевые слова