Совершенствование расчета нормы прибыли от капитала оператора связи, занимающего существенное положение в ССОП России

В статье рассматриваются современные проблемы расчета нормы прибыли от капитала оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования (ССОП), выявленные путем исследования экспертиз в 2006 – 2015 гг. для Федерального агентства связи Российской Федерации, проведенных автором статьи. Действующие нормативные правовые акты, регулирующие предельные цены на услуги по пропуску трафика и присоединения, не отражают в полной мере процессов трансформации и слияний на российском телекоммуникационном рынке за прошедшее десятилетие. Разработаны предложения по совершенствованию расчета нормы прибыли от капитала оператора связи, занимающего существенное положение в ССОП, в действующий приказ Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66.

Автор: Т.А. Никулина, начальник отдела «Экономика и регулирование телекоммуникаций» ФГУП ЦНИИС, к.э.н.; tnikulina22@mail.ru

Действующая отраслевая база нормативных правовых актов, касающихся регулирования предельных цен на услуги по пропуску трафика и присоединения операторов связи, не адаптирована в полной мере к структурным изменениям российского телекоммуникационного рынка, ставших следствием модернизации сетей связи на основе внедрения пакетных технологий, процессов слияния и поглощения компаний связи, волатильности фондового рынка России.

При проведении экспертиз в период 2006 - 2015 гг. по обоснованию нормы прибыли от капитала оператора связи, используемой в расчете нормативной прибыли, выделяемой на регулируемые услуги по пропуску трафика и присоединения, выявились проблемы, требующие внесения изменений в действующий нормативный правовой акт, определяющий единые правила расчета нормы прибыли от капитала оператора связи, занимающего существенное положение в ССОП.

Объектом рассмотрения в настоящей статье являются:

  • результаты исследования проблем расчета нормы прибыли от капитала оператора связи, используемой для обоснования предельных цен на регулируемые услуги по пропуску трафика и присоединения;
  • разработка предложений для внесения соответствующих поправок в приказ Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи».

Отраслевая нормативная правовая база, регулирующая предельные цены на услуги по пропуску трафика и присоединения; значение государственного регулирования в условиях экономического кризиса России 2014 — 2015 гг.

Операторы связи, занимающие существенное положение в ССОП, оказывают другим операторам связи услуги по пропуску трафика и присоединения, предельные цены на которые регулируются государством в соответствии с действующей нормативной правовой базой отрасли связи Российской Федерации [1−6]:

  1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г.№ 627 «О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования»;
  3. Приказ Мининформсвязи России от 21.03.2006 № 33 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи»;
  4. Приказ Мининформсвязи России от 02.05.2006 № 54 «Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи»;
  5. Приказ Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66"Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи";
  6. Приказ Минкомсвязи России от 4 июня 2012 г. № 152 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по регулированию цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования».

Развивающийся в России в 2014 - 2015 гг. финансово-экономический кризис характеризуется [7, 8] падением темпов экономического роста, ускорением инфляционных процессов, существенной девальвацией рубля, ограничением доступа к зарубежным технологиям и внешним источникам заимствования, возрастанием долговой нагрузки по ранее полученным кредитам, сокращением инвестиционной активности вследствие резкого удорожания заемных средств, падением потребительского спроса из-за снижения реальных доходов населения и организаций. Как следствие, у операторов связи снижаются доходы от оказания услуг связи, а также услуг по пропуску трафика и присоединения, увеличиваются расходы, связанные с операционной и финансовой деятельностью при снижении инвестиционных затрат.

В условиях кризиса возрастает роль государственного регулирования предельных цен на услуги по пропуску трафика и присоединения, оказываемые операторами связи, занимающими существенное положение в ССОП. С одной стороны, государство вправе ограничить необоснованный рост предельных цен на регулируемые услуги по пропуску трафика и присоединения, чтобы снизить инфляционные ожидания в будущем периоде времени, когда вновь установленные государством цены начнут действовать.

С другой стороны, в кризис у операторов связи, занимающих существенное положение в ССОП, финансовые возможности для реализации инвестиционных проектов ограничены. И обоснованный рост предельных цен на регулируемые услуги по пропуску трафика и присоединения будет компенсировать операторам связи сокращение доходной базы от оказания услуг по пропуску трафика и присоединения при росте экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием соответствующих видов услуг.

Все это в период кризиса, в изменившихся условиях функционирования операторов связи обуславливает сложность определения предельных цен на услуги по пропуску трафика и присоединения. Предельные цены на регулируемые услуги по пропуску трафика и присоединения образуют следующие две составляющие:

1) экономически обоснованные затраты, выделенные на соответствующий вид услуг по пропуску трафика и присоединения в отчетном периоде, определяемые путем поэтапного распределения:

  • а) расходов от обычных видов деятельности в соответствии с требованиями внутренней Методики по ведению раздельного учета расходов, утверждаемой на отчетный период оператором связи в соответствии с требованиями приказа Мининформсвязи России от 02.05.2006 № 54 и приказа Мининформсвязи России от 21.03.2006 № 33;
  • операционных расходов, налога на имущество, расходов от оплаты услуг кредитных операций и прочих расходов, включаемых в состав экономически обоснованных затрат оператора связи в отчетном периоде в соответствии с требованиями приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66;

2) обоснованные величины:

  • нормы прибыли от капитала оператора связи в отчетном периоде в соответствии с требованиями ФЗ «О связи» и приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66;
  • нормативной прибыли, которая определяется на основе нормы прибыли от капитала и стоимости капитала, выделяемой на соответствующий вид услуг по пропуску трафика и присоединения оператора связи в отчетном периоде в соответствии с требованиями приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66.

Исследование проблем расчета нормы прибыли от капитала оператора связи и предложения по совершенствованию

При проведении экспертиз в период 2006 - 2015 гг. по обоснованию нормы прибыли от капитала оператора связи, используемой для расчета нормативной прибыли, выделяемой на услуги по пропуску трафика и присоединения операторами связи, занимающими существенное положение в ССОП, возникали определенные проблемы [8].

Наибольшие трудности у операторов связи вызывали расчеты нормы прибыли от капитала в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66, поскольку в данном пункте нет четкого определения ключевых параметров расчета.

  1. Не определена продолжительность отчетного периода, даты начала и окончания отчетного периода, за который проводится оценка систематического риска инвестиций в капитал оператора связи на российском фондовом рынке, в случае если акции оператора связи обращаются на Московской бирже. В подпункте 12 «в» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 продолжительность отчетного периода определена как «три последние отчетные периода (года)», за которые используются исходные данные для расчета нормы прибыли от капитала оператора связи.

Остается открытым вопрос: за какой период времени (год или три года) оператор связи должен провести расчет нормы прибыли от капитала в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 на основе данных Московской биржи:

  • значений основного индекса Московской биржи в отчетном периоде;
  • динамики рыночных цен на финансовые инструменты оператора связи в отчетном периоде на Московской бирже.

В представленных на экспертизу расчетах нормы прибыли на капитал операторы связи самостоятельно выбирали продолжительность отчетного периода: год, три года, пять лет. Для установления единых правил расчета нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 необходимо однозначно определить продолжительность отчетного периода, включая даты его начала и окончания.

Если будет установлена продолжительность отчетного периода, равная трем отчетным периодам (годам), то в новой редакции подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 предлагается определить:

а) продолжительность отчетного периода, по аналогии с требованиями подпункта 12 «в» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66, как «три последние отчетные периода (года), включая отчетный период, за который проводится расчет экономически обоснованных затрат оператора связи»;

б) дату начала (окончания) отчетного периода как дату начала (окончания) трехлетнего периода.

Если будет установлена продолжительность отчетного периода, равная одному отчетному году, в новой редакции подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 предлагается определить:

а) продолжительность отчетного периода как «один отчетный год, включая отчетный период, за который проводится расчет экономически обоснованных затрат оператора связи»;

б) дату начала (окончания) отчетного периода как дату начала (окончания) однолетнего периода.

  1. С 18 декабря 2012 г. на Московской бирже проводится процесс унификации методик расчета Индекса ММВБ и Индекса РТС. Данные индексы представляют собой основные индексы Московской биржи, исчисляемые по данным 50 наиболее капитализированных акций и российских депозитарных расписок, размещаемых на Московской бирже.

Расчет Индекса ММВБ производится на основании рублевых цен финансовых инструментов, а расчет Индекса РТС — на основании цен, выраженных в долларах США. В действующей редакции подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 однозначно не определено, какой из индексов Московской биржи (РТС или ММВБ) следует использовать в расчете нормы прибыли от капитала оператора связи.

Согласно сложившейся практике в расчетах нормы прибыли от капитала операторы связи используют Индекс РТС, рассчитываемый на основании цен акций, выраженных в долларах США.

В длительные периоды времени, когда курс рубля к доллару колебался около значения 30 рублей за доллар США в пределах установленного коридора, валютная составляющая не оказывала существенного влияния на расчетное значение нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 66. В 2014 г. произошло значительное ослабление национальной валюты, возросло влияние валютной составляющей на значение нормы прибыли на капитал оператора связи.

Если в новой редакции подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 будет законодательно установлено применение значений индекса РТС, следует также определить, что операторы связи должны применять в расчетах рыночные цены на обыкновенные и привилегированные акции в долларах США.

Если в новой редакции подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 будет законодательно установлено применение значений индекса ММВБ, это означает, что операторы связи должны будут применять в расчетах рыночные цены на обыкновенные и привилегированные акции в рублях.

  1. Отсутствует определение, какие данные (по дням, неделям, месяцам) по основным индексам Московской биржи и рыночным ценам на акции оператора связи необходимо использовать при расчете нормы прибыли от капитала оператора связи. Индексы РТС и ММВБ определяются ежедневно на Московской бирже (кроме выходных и праздничных дней). Торги и сделки по финансовым инструментам оператора связи могут проходить регулярно (ежедневно) или нерегулярно. Для установления единых подходов в новой редакции подпункта 12"а" приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 может быть предложено следующее. При расчете нормы прибыли от капитала в соответствии с требованиями подпункта 12"а" приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 оператор связи использует следующие данные Московской биржи за отчетный период:
  • значения Индекса РТС (или Индекса ММВБ), определяемые на момент открытия (или закрытия или среднее значение за день) Московской биржи по тем дням, когда на Бирже проводились торги и сделки по финансовым инструментам оператора связи;
  • средневзвешенные рыночные цены на акции оператора связи, в долларах США (или рублях), по тем дням, когда на Московской бирже проводились торги и сделки по финансовым инструментам данного оператора связи.
  1. В расчете нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12"а" приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 используется значение ставки доходности по долгосрочным (не менее двух лет) государственным облигациям.

Для реализации единых подходов при расчете среднего значения долгосрочной ставки (в % годовых) ГКО - ОФЗ по данным ЦБ РФ также необходимо однозначно установить продолжительность отчетного периода для расчета нормы прибыли от капитала оператора связи (год или три года), дату начала и окончания отчетного периода.

  1. Наибольшие трудности у операторов связи вызывает определение средней рыночной ставки доходности в секторе негосударственных ценных бумаг российского фондового рынка. Данный показатель отражает средний уровень доходности (в % годовых) на Московской бирже по всем эмитентам негосударственных ценных бумаг различных секторов экономики, оцениваемый профессиональными участниками Московской биржи, и является закрытой информацией для операторов связи.

Для получения средней рыночной ставки доходности в секторе негосударственных ценных бумаг фондового рынка России необходимо оценить систематические риски инвестиций в капитал и нормы прибыли от капитала всех эмитентов негосударственных ценных бумаг на Московской бирже, взвесив результаты расчетов по удельным весам эмитентов в Индексе Московской биржи. Данная информация является закрытой для операторов связи, не являющихся профессиональными участниками фондового рынка.

Учитывая изложенное, для расчета нормы прибыли от капитала оператора связи предлагается использовать в качестве упрощенной оценки средней рыночной ставки доходности в секторе негосударственных ценных бумаг фондового рынка России ключевую процентную ставки Банка России на конец отчетного периода.

  1. Подпункт 12«а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 N 66 не применим для оператора связи, занимающего существенное положение в ССОП, не являющегося участником российского фондового рынка в отчетном периоде и в предшествующие отчетные периоды (годы) (пример: ОАО «Костромская ГТС»).

Для такого оператора связи норма прибыли (рентабельности) от капитала должна определяться как среднее значение оценок, полученных при расчете нормы прибыли (рентабельности) от капитала в соответствии с подпунктами 12 «б» и «в» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66.

  1. Действующая редакция подпункта 12«а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 не адаптирована к процессам слияния операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи, являющихся эмитентами российского фондового рынка в течение отчетного периода.

Проблема возникает, если оператор связи, занимающий существенное положение в ССОП, был эмитентом российского фондового рынка в предшествующие периоды, однако в течение отчетного периода его финансовые инструменты были исключены из листинга по причине слияния с другим оператором связи, занимающим существенное положение в ССОП и являющимся эмитентом фондового рынка в течение всего отчетного периода.

Как рассчитать норму прибыли от капитала оператора связи после слияния с другим оператором связи, занимающим существенное положение в ССОП, если:

  • один из операторов связи являлся эмитентом российского фондового рынка весь отчетный период (пример, ОАО «Ростелеком»),
  • второй оператор связи был эмитентом фондового рынка только часть отчетного периода (пример, ОАО «Связьинвест»)?

Может быть предложено следующее решение. После слияния операторов связи, занимающих существенное положение в ССОП и являющихся эмитентами российского фондового рынка, расчет нормы прибыли от капитала оператора связи проводить по данным того оператора связи, который остается эмитентом фондового рынка весь отчетный период.

  1. Еще более сложная проблема возникает с расчетом нормы прибыли от капитала после слияния операторов связи, если один оператор связи, занимающий существенное положение в ССОП, вошел в состав другого оператора, не являющегося оператором связи, занимающим существенное положение в ССОП.

В качестве примера можно привести слияние ОАО «МГТС» и ПАО «МТС». ОАО «МГТС» — 100%-ная дочерняя компания ПАО «МТС». ОАО «МГТС» включено в Реестр операторов связи, занимающих существенное положение в ССОП.

Как рассчитать норму прибыли от капитала операторов связи, объединившихся в течение отчетного периода с учетом обозначенных выше условий? Причем оператор связи, занимающий существенное положение в ССОП, за время отчетного периода вышел из состава эмитентов российского фондового рынка. А оператор связи, не занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, остается эмитентом фондового рынка на протяжении всего отчетного периода.

При слиянии таких операторов связи формально можно рассчитать норму прибыли от капитала оператора связи по данным того оператора связи, который остается эмитентом фондового рынка весь отчетный период, т. е. по данным ПАО «МТС». Но, с юридической точки зрения, ПАО «МТС» не признано оператором связи, занимающим существенное положение в ССОП. Следовательно, неправомерно применять данные ПАО «МТС» в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 для расчета нормы прибыли от капитала дочерней компании — ОАО «МГТС».

Слияние ПАО «МТС» и ОАО «МГТС» подразумевает наличие общих вспомогательных и совместных производственных процессов дочерней и головной компании. Следовательно, встает вопрос, правомерно ли наложение обязательства по ведению раздельного учета на головную компанию ПАО «МТС», если дочерняя компания ОАО «МГТС» находится в Реестре операторов связи, занимающих существенное положение в ССОП.

В данном случае возможны два сценария:

Сценарий 1: ПАО «МТС» будет признано оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории города Москвы. Тогда данные ПАО «МТС» на Московской бирже за отчетный период могут быть использованы для расчета нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66. И на ПАО «МТС» должно быть наложено обязательство по ведению раздельного учета расходов по единому с дочерней компанией ОАО «МГТС» перечню производственных процессов.

Сценарий 2: ПАО «МТС» не будет признано оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории Москвы. Тогда обязательство по ведению раздельного учета расходов не может быть наложено на ПАО «МТС». Данные ПАО «МТС» по российскому фондовому рынку не могут применяться для расчета нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66. При этом ОАО «МГТС» не будет рассматриваться во взаимосвязи с ПАО «МТС». Так как финансовые инструменты ОАО «МГТС» исключены из листинга эмитентов Московской биржи, для данного оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, расчет нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12 «а» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 проводиться не должен.

  1. Операторы связи, занимающие существенное положение в ССОП, имеют возможность самостоятельного выбора продолжительности отчетного периода для расчетов экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли при обосновании предельных цен на услуги присоединения и по пропуску трафика. Оператор связи может использовать для расчетов исходные данные бухгалтерской отчетности, статистического и технического учета за I квартал, или I полугодие, или девять месяцев, или год отчетного периода.

В случае различной продолжительности отчетного периода (квартал, полугодие, девять месяцев или год) должны применяться нормы прибыли на капитал оператора связи согласно требованиям подпунктов 12 «а», «б» и «в» приказа Мининформсвязи России, соответствующие продолжительности отчетного периода, используемого в расчетах экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли оператора связи.

Если оператор связи проводит расчет экономически обоснованных затрат по данным за отчетный период (год), для определения среднего годового значения нормы прибыли от капитала оператора связи используются годовые значения нормы прибыли от капитала (в % годовых) в соответствии с требованиями подпунктов 12 «а», «б», «в» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 без дополнительного пересчета.

Если ведется расчет экономически обоснованных затрат по данным за отчетный период (квартал, полугодие или девять месяцев), для определения среднего (квартального, полугодового или девятимесячного) значения необходимо пересчитать годовые значения нормы прибыли от капитала оператора связи (в % годовых) в соответствии с требованиями подпункта 12"а" и «б» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 в соответствующие периоду значения (квартальные или полугодовые или девятимесячные). Пересчета нормы прибыли от капитала оператора связи в соответствии с требованиями подпункта 12 «в» приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66 не требуется, так как расчетное значение нормы прибыли от капитала уже соответствует продолжительности отчетного периода.

Заключение. Проведение экспертиз в период 2006 - 2015 гг. для Федерального агентства связи позволило выявить проблемы, возникающие у операторов связи в расчетах нормы прибыли от капитала оператора связи, занимающего существенное положение в ССОП. На основе анализа проблем разработаны предложения по совершенствованию действующего приказа Мининформсвязи России от 24.05.2006 № 66, представленные для обсуждения всеми заинтересованными сторонами, включая Минкомсвязи России, Федеральное агентство связи и операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О связи. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ.
  2. О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования. — Постановление Правительства РФ от 19 октября 2005 г. № 627.
  3. Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи. — Приказ Мининформсвязи России от 21.03.2006 № 33.
  4. Об утверждении Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи. — Приказ Мининформсвязи России от 02.05.2006 № 54.
  5. Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и на универсальные услуги связи. — Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 24.05.2006 № 66.
  6. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по регулированию цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования. — Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 4 июня 2012 г. № 152.
  7. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2015 г./ Минэкономразвития России. — URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/201 504 293.
  8. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 г./Минэкономразвития России. — URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/monitoring2014;
  9. Материалы экспертных заключений по обоснованию нормы прибыли от капитала операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования за 2006- 2015 гг. для Федерального агентства связи России (Россвязи), проведенных Т.А. Никулиной.
Рубрики и ключевые слова