Николай Тестоедов: «Решетнёвской фирме санкции не помеха»

Реформа отечественной ракетно-космической промышленности, общие для российского и мирового спутникостроения тенденции развития, состояние орбитальной группировки и обновление группировки ГЛОНАСС, введение в эксплуатацию новой системы военной спутниковой связи, технические инновации, оптимальный срок существования космических аппаратов на орбите – таков в целом круг задач, решаемых сегодня коллективом АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева». Предприятие возглавляет генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.

IMG_3573o

«ЭС»: Николай Алексеевич, сегодня сроки реализации некоторых проектов по строительству космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии, наверное, уточняются?

— Действительно, часть программ вынужденно задерживается. Ситуация серьезная, но не смертельная: подготовленная документация переделывается под доступную российскую компонентную базу, закупаются необходимые элементы для производства штатных аппаратов, заново производятся испытания. Сроки ввода новых орбитальных группировок (ОГ), естественно, сдвигаются.

«ЭС»: В условиях санкций и необходимости импортозамещения Федеральное космическое агентство уточняет «дорожную карту»?

— Руководством Роскосмоса и Министерства обороны, я считаю, принято абсолютно верное решение: поддерживать существующие группировки аппаратами, которые были разработаны раньше. Так что девять «Глонассов-К1» станут ответом ИСС на санкции, т. е. до перехода на «Глонасс-К2» функционирование глобальной навигационной системы будет уверенно обеспечено аппаратами промежуточного класса.

Но это не просто вынужденная мера. Практически каждый КА из девятки «Глонасс-К1» несет в себе новое качество. Около десяти приборов и технологий, которые уже используются либо будут реализованы в навигационных аппаратах следующего поколения, получат летную квалификацию. Фактически идет отработка авионики для многофункционального «Глонасса-К2». То же относится к группировке «Гонец» и к другим системам.

Выстраданное в условиях нехватки ресурсов решение сегодня выглядит так: производитель спутников выходит на новое направление и поддерживает его столько времени, сколько это необходимо для функционирования группировки или отдельного аппарата; одновременно с этим ведутся опытно-конструкторские работы по новому КА. Тем самым исключается конфликтная ситуация, когда орбитальная группировка может быть разрушена из-за невозможности по каким-то объективным причинам создать новый спутник. Такого принципа придерживается весь мир: переходить на новое решение только при условии гарантированного функционирования существующей ОГ.

Федеральное космическое агентство всегда стремилось к непрерывному обновлению орбитальных группировок. Но существует и оборотная сторона медали: ограниченность выделяемых средств, межотраслевой характер космических программ, создание спутников в рамках международной кооперации, что связано, особенно сегодня, с определенными рисками и увеличением затрат. Совершенствование космической компоненты невозможно без обеспечения стабильности существующих аппаратов и группировок, бережного и эффективного использования имеющихся ресурсов. На это и нацелена, в том числе, проводимая Роскосмосом реорганизация аэрокосмической отрасли.

«ЭС»: Насколько предприятие готово к коррекции курса?

— Деятельность ИСС в настоящий момент характеризуют две показательные цифры: из 137 космических аппаратов (КА), образующих российскую орбитальную группировку, 95 спутников созданы в решетнёвской фирме.

«ЭС»: Встречается и другая цифра: по целевому назначению работает всего 61 аппарат.

— Это мировая практика: часть спутников может быть в резерве, другие — на летных испытаниях, некоторые КА участвуют в исследованиях. Сегодня у ИСС на земле готовы к запуску и сданы заказчикам 17 КА, из них девять «Глонасс-М». Часть аппаратов на космодроме, в том числе «Экспресс-АМ8». Остальные КА на предприятиях — в соответствии с регламентом хранения их обслуживание предполагает повтор испытаний.

«ЭС»: В каких новых проектах ИСС сотрудничает с НИИ Радио?

— Мы успешно завершили в партнерстве с канадской компанией МDA проекты по созданию космических аппаратов «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Напомню, что ситуация зашла в бешеный тупик, когда Республика Казахстан запретила трассу запуска с наклонением 48 градусов и стало понятно, что запустить спутник массой 3,5 тонн невозможно. Совместно с ГПКС было найдено решение, благодаря которому за счет использования электрореактивных двигательных установок, изначально предназначенных для корректировки этих спутников по наклонению, за 72 дня мы довели «Экспресс-АМ5» до нужной орбиты.

Таким же образом была решена проблема с «Экспрессом-АМ6»: теми же двигателями корректировалось не очень четкое выведение ракетой, когда спутник уходил от заданной точки со скоростью 16,5 градусов в сутки. Учитывая, что наши двигатели не настолько большие и не приспособлены для таких операций, мы даже отпустили «Экспресс-АМ6» на один оборот вокруг Земли, а когда аппарат вернулся, «поймали» его, затормозили и успешно вывели на орбиту.

Решение по довыведению КА с помощью электрореактивных двигательных установок не просто обеспечивает увеличение выводимой массы, но и позволяет парировать нештатные ситуации, гарантируя при этом сохранение заданного срока активного существования. САС «Экспресса-АМ6» не уменьшился ни на день благодаря использованию крупногабаритного бака для хранения ксенона на базе композита. Это абсолютно новое конструктивное решение дает выигрыш даже не столько в массе, сколько в соотношении количества необходимых баков. На «Экспрессе-АМ5» установлено четыре бака по 71 кг, а на «Экспрессе-АМ6» всего один! И в нем закачан такой объем ксенона, что это позволило решить проблему с довыведением и сохранить 15-летний САС. Это ноу-хау решетнёвской фирмы.

«ЭС»: А нужен ли вообще САС 15 лет?

— Это технико-менеджерский вопрос. Напомню, что 15 лет назад по заказу Eutelsat мы построили Sesat (это первый международный проект в практике отечественного спутникостроения) со сроком активного существования 10 лет (после трех лет на КА предыдущего поколения!). Для нас это была революция. Аппарат успешно функционирует на орбите уже 16-й год. Сегодня САС 15 лет — норма. Плюс мы даем гарантию дополнительного технического ресурса на два года: на столько времени еще хватает запаса топлива.

«ЭС»: Но спутники устаревают. Имеет ли смысл эксплуатировать их дальше?

— Аппараты орбитальных группировок ГПКС, «Газпром космические системы», зарубежных операторов продолжают работать по истечении САС в качестве резервных, либо для развития бизнеса начинающих операторов, либо для сохранения орбитально-частотных позиций. По моему мнению, для достигнутого сегодня уровня космической техники срок активного существования в 15 лет оптимальный. Можно, конечно, отработать электронную базу и заправить спутник на 25 лет, предусмотрев дополнительное резервирование по электромеханическим системам, но за это время изменятся тактико-технические требования и все равно придется менять его на новый.

«ЭС»: Сколько спутников ГЛОНАСС превысили САС?

— За пределом гарантированного срока службы в орбитальной группировке ГЛОНАСС функционируют восемь спутников. В этом можно усмотреть некую избыточность, но надо иметь в виду, что, когда ОГ формировалась, САС аппаратов был пять-семь лет. Нас тогда упрекали: мол, GPS-спутник такой-то отработал 20 лет, другой — 15. Теперь то же можно говорить и об аппаратах ГЛОНАСС.

Должен отметить, что современная группировка ГЛОНАСС подтвердила свою надежность благодаря приборам целевой аппаратуры наших смежников, в первую очередь ОАО «Российские космические системы» (РКС) и ОАО «Российский институт радионавигации и времени» (РИРВ). Разработанные на этих предприятиях ключевые элементы обеспечивают устойчивое функционирование спутников.

У ИСС «на земле» девять аппаратов «Глонасс-М». Они были сделаны из условия пессимистического сценария развития ОГ. В июле текущего года ИСС объявила о закрытии производства этой серии, начатого 15 лет назад. Последний, девятый «Глонасс-М», изготовленный под номером 61, помещен на ответственное хранение в ИСС до принятия решения о запуске. По сравнению с предшественниками — КА «Глонасс» — у «Глонасс-М» гарантийный срок активного существования был увеличен с трех до семи лет и улучшено качество навигационного сигнала.

Сегодня ИСС осваивает производство 3-го поколения навигационных спутников — «Глонасс-К». Точность навигационных определений у них будет повышена до десятков сантиметров, САС 10 лет и обеспечено введение кодового разделения навигационного сигнала за счет вещания в L3-диапазоне. Первый космический аппарат этой модификации был выведен на орбиту в 2011 году, второй — в 2014 году. В настоящее время в ИСС ведутся работы по «Глонасс-К2». К 2020 году для восполнения группировки ГЛОНАСС будет запущено несколько спутников этой серии.

«ЭС»: Устойчивое функционирование решетнёвской фирмы подтвердил МАКС-2015…

— На завершившемся в августе авиасалоне предприятие было представлено в составе экспозиции Объединенной ракетно-космической корпорации. Мы демонстрировали космические аппараты связи, навигации, ретрансляции и геодезии, макеты спутников «Экспресс-АМ6», «Глонасс-М» и «Глонасс-К», «Луч-5А», «Гонец-М», «Гео-ИК-2».

Компания объединила на своем стенде предприятия, участвующие в кооперации, предоставив место поставщику высокоточной оптико-электронной аппаратуры НПП «Геофизика-Космос», производителю солнечных батарей «Сатурн» из Краснодара и оператору низкоорбитальной многофункциональной системы персональной связи «Спутниковая система «Гонец».

Сотрудничество с «Сатурном» дает возможность устанавливать на перспективных КА солнечные батареи с уменьшенной более чем на 10% массой крыльев. Такого эффекта удалось добиться благодаря использованию более тонкой германиевой подложки на трехкаскадных арсенид-галлиевых фотоэлементах. При этом сохраняется КПД применяемых фотоэлектропреобразователей — не менее 28,5%. Снижение массы солнечных батарей, одного из компонентов служебных систем, позволит устанавливать на космический аппарат больше оборудования полезной нагрузки.

Напротив стенда ИСС располагалась экспозиция ОАО «Российские космические системы» (РКС), посвященная, можно сказать, результатам нашей космической деятельности. РКС создает компонентно-элементную базу, на основе которой ИСС строит космические аппараты. Это комплексное решение, и здесь существенную роль играет импортозамещение.

«ЭС»: Российские фирмы обычно не очень широко выставляются в родном отечестве…

— С точки зрения западной кооперации Ле Бурже, что и говорить, более представителен. В рамках парижского авиасалона компания ИСС провела свыше 30 деловых встреч и подписала три контракта с западноевропейскими компаниями: на поставку звездных датчиков (с Sodern), комплектов оптоволоконных датчиков угловой скорости (с Airbus Defence and Space) и литий-ионных аккумуляторных батарей для системы электропитания космических аппаратов (с Saft).

На МАКС-2015 делегация ИСС провела беспрецедентно много (в шале Роскосмоса стояли очереди в переговорные!) деловых встреч с заказчиками и поставщиками, в том числе с европейскими и китайскими. Но контрактов не было — достигнутые договоренности, вопросы, которые проговаривались с представителями ОАЭ, Thales Alenia Space, дадут всходы в течение двух-трех лет и закончатся меморандумами либо подписанием контрактов. Ценны ростки, которые несет МАКС как удобная площадка для встреч именно здесь, в России. А результаты будут.

Беседовала Ирина Богородицкая

Рубрики и ключевые слова