Планета под присмотром: РКС разработали аппаратуру серийного спутника «электро-л» для мониторинга Земли из космоса

Специалисты холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработали и изготовили бортовую аппаратуру спутника «Электро-Л» №4, запуск которого состоялся 5 февраля с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-М». Новый «Электро-Л» – первый серийный космический аппарат системы «Электро» – изготовлен в АО «НПО Лавочкина» в кооперации с предприятиями Роскосмоса и Росгидромета.

«Электро-Л» № 4 планируется разместить на геостационарной орбите на высоте около 36 тысяч километров в точке стояния 165,8° восточной долготы над Тихим океаном. Спутник предназначен для ведения всепогодного мониторинга Земли в составе одноименной группировки аппаратов. Вместе с другими спутниками серии он сформирует значительно больший объем новых знаний для гидрометеорологии. После ввода очередного «Электро-Л» в эксплуатацию Россия впервые сформирует полноценную группировку отечественных геостационарных метеоспутников.

Генеральный директор РКС Геннадий ЕРОХИН: «В „Российских космических системах“ созданы основные целевые приборы космического аппарата — многозональное сканирующее устройство МСУ-ГС и гелиогеофизический аппаратурный комплекс. Кроме того, наша компания изготовила бортовую аппаратуру командно-измерительных систем, а также бортовой радиотехнический комплекс».

Возможности целевой сканирующей аппаратуры позволяют вести непрерывную разномасштабную съемку Земли с периодичностью от 10 до 30 минут одновременно в десяти спектральных диапазонах. Разрешение на поверхности составляет от 1 до 4 километров, а точность измерения температуры достигает 0,1−0,2°С. Аппаратура РКС также позволяет получать информацию со спутников круглосуточно, обрабатывая многоспектральные снимки земного диска в семи тепловых каналах. Видимые и инфракрасные изображения поверхности планеты и атмосферы — важные источники количественной информации термодинамических характеристик атмосферы для прогноза погоды и мониторинга опасных явлений.

Главный конструктор направления РКС Юрий ГЕКТИН: «На космическом аппарате „Электро-Л“ установлен модернизированный прибор МСУ-ГС. Учитывая весь опыт эксплуатации предыдущих изделий, наша новая разработка позволяет в любой момент „подправить“ изображение при эксплуатации многозонального сканирующего устройства МСУ-ГС в режиме реального времени через дистанционную подфокусировку съемочной аппаратуры с Земли».

Бортовая система сбора и ретрансляции данных с наблюдательных станций Росгидромета и бортовой радиотехнический комплекс обеспечивают сбор и накопление данных съемочного оборудования, а также последующую передачу снимков на Землю.

Космическая система «Электро-Л» повысит точность моделей при составлении краткосрочных прогнозов погоды, будет отслеживать чрезвычайные ситуации и вести экологический контроль окружающей среды. Массивы новых данных планируется использовать и в научных целях, включая изучение изменений климата.

Директор Научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии «Планета» (НИЦ «Планета») Сергей ТАСЕНКО: «Запуск и эксплуатация нового аппарата в группировке серии „Электро“ сформирует замкнутую систему из трех одноименных спутников, которые будут получать оперативные данные о тропическом поясе Земли, где фиксируется наибольший приход солнечной радиации, зарождаются мощные тайфуны и ураганы. Сочетание результатов мониторинга арктического региона — важнейшей „кухни погоды“ — со спутников системы „Арктика-М“ с высокоэллиптических орбит вместе с данными от системы „Электро-Л“ позволит делать оценки состояния погоды и климатических изменений, необходимые, например, при разработке программ устойчивого развития регионов России. Другая важная задача „Электро-Л“ — мониторинг „космической погоды“: аппарат ведет наблюдение за солнечной активностью и связанными с ней геофизическими процессами».

Кроме того, приемо-передающая аппаратура нового поколения международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ на борту спутника позволит ретранслировать сигналы аварийных буев и обнаруживать терпящие бедствия самолеты, корабли и людей в режиме 24/7.

Рубрики и ключевые слова