Образовательный профиль телекома

Сегодня инновационная система подготовки связистов высшего и среднего звена как никогда востребована в свете задач цифровой экономики. О том, как в учебный процесс встроены новые технологии, рассказывают руководители подведомственных Федеральному агентству связи образовательных организаций высшего образования: Сергей Бачевский (СПбГУТ), Дмитрий Мишин (ПГУТИ), Артем Аджемов и Владимир Деарт (МТУСИ), Геннадий Криволапов (СибГУТИ). В ведении Россвязи 4 университета, 8 филиалов и 4 колледжа, где обучается 35 тысяч студентов под контролем 1500 преподавателей. Выпуск конкурентоспособных специалистов, чьи навыки должны максимально соответствовать современным потребностям рынка труда – такова главная цель ведомства при работе с учебными организациями. Однако эксперты отрасли озабочены тем, что уровень инженерной подготовки российских специалистов, которым предстоит внедрять сети пятого поколения 5G/IMT-2020, настраивать их на эффективную работу, предоставлять на их основе современные инновационные услуги, не обладают необходимыми знаниями и умениями. Свои предложения по решению проблемы высказывают директор Департамента государственной политики в сфере связи Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Андрей Канцуров, главный научный сотрудник ФГУП НИИР, заместитель генерального директора по инновационным технологиям АО «Научно-исследовательский институт технологий связи», профессор МТУСИ Валерий Тихвинский, советник министра транспорта, связи и информационных технологий Республики Армения, председатель Рабочей группы РСС по подготовке к ВКР-19 Альберт Налбандян и генеральный директор ФГУП НИИР, руководитель базовой кафедры «Электромагнитная совместимость и управление радиочастотным спектром (ЭМС и УРЧС)», организованной на факультете «Радио и телевидение» МТУСИ, Валерий Бутенко.

0001 (44)


О РАБОТЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА (СПБГУТ) И ПОВОЛЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ (ПГУТИ) РАССКАЗЫВАЮТ РУКОВОДИТЕЛИ ВУЗОВ СЕРГЕЙ БАЧЕВСКИЙ И ДМИТРИЙ МИШИН

_GAN8400
Ректоры вузов Россвязи: Д. Мишин, С. Ерохин, В. Беленький, С. Бачевский
«ЭС»: Какие учебные дисциплины по направлению «Цифровая экономика» (ЦЭ) имеются в Вашем вузе?

Сергей Бачевский (СПбГУТ)
— «Цифровая трансформация» общества — это сложный многоаспектный процесс, в котором подготовка разнопрофильных специалистов, готовых трудиться в отраслях «цифровой экономики», носит мультидисциплинарный характер, и специалисты отрасли инфокоммуникаций, которых готовит СПбГУТ, занимают в ней (ЦЭ) одно из ключевых мест.

Неверно говорить только об «учебных дисциплинах» и о «курсах», направленных на формирование компетенций цифровой экономики. СПбГУТ предлагает комплекс образовательных программ, содержащих десятки курсов, ориентированных на подготовку специалистов (разработчиков, инженеров эксплуатационщиков, бизнес-аналитиков, бизнес-архитекторов, менеджеров, …) ЦЭ.

СПбГУТ на протяжении всей своей истории осуществлял подготовку кадров для предприятий отрасли связи. Более 20 лет в университете существует факультет, занимающийся подготовкой управленческих кадров для отрасли инфокоммуникаций — факультет цифровой экономики, управления и бизнес-информатики (ЦЭУБИ), выпустивший более 4000 специалистов по различным направлениям подготовки:
бакалавриата 38.03.02 — Менеджмент (профили — «Менеджмент в инфокоммуникациях» и — «Менеджмент в электронном бизнесе»), 38.03.05 — «Бизнес-информатика» (профиль — Анализ и проектирование бизнес-процессов предприятия в цифровой экономике);
магистратуры 38.04.05 — «Бизнес-информатика» (профиль Анализ, моделирование и оптимизация бизнес-процессов в системах управления предприятиями);
аспирантуры 38.06.01 — «Экономика» (Специальность Экономика и управление народным хозяйством).

Реализуется набор курсов дополнительного профессионального образования по актуальной тематике инновационного менеджмента в отрасли инфокоммуникаций, современным технологиям распределенных реестров.

Среди дисциплин по направлению ЦЭ: информационные технологии в менеджменте, моделирование бизнес-процессов, управление ИТ-сервисами и контентом, инфокоммуникационные средства управления предприятием, программирование ИТ-сервисов предприятия, интегрированные информационные системы предприятия, программные средства электронных предприятий, электронные финансовые и фондовые рынки и др.

Значительный опыт научной и образовательной деятельности в инновационных областях обеспечил задел и позволил сотрудникам университета активно включиться в работы, определенные программой «Цифровая экономика РФ» (Распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017), сразу после ее принятия по направлениям «Кадры и образование» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов». Участвуя в консорциуме российских университетов и научных организаций в рамках программы Центров компетенций национальной технической инициативы (ЦК НТИ) для создания инновационных решений в области «сквозных» технологий, университет реализует мероприятия п. 02.02.006.013 «Создание и внедрение образовательных программ профессионального образования нового типа по направлениям цифровой экономики» в соответствии с планом мероприятий программы и выполняет ряд проектов по направлению 3 «Конструирование сервисов на основе технологий распределенного реестра».

Дмитрий Мишин (ПГУТИ)
— В настоящее время в ПГУТИ существует ряд направлений бакалавриата и магистратура, связанных с цифровой экономикой. К ним относятся такие направления, как: бизнес-информатика, программная инженерия, инноватика, информационные системы и технологии, прикладная информатика, информационная безопасность, инфокоммуникационные технологии и системы связи и др. В рамках учебных планов по данным направлениям читаются следующие дисциплины, связанные с цифровизацией:
— ERP-системы и корпоративные порталы
— Бухгалтерский и управленческий учет
— Веб-программирование
— Деловые коммуникации
— Интернет-маркетинг
— Интернет-трейдинг
— Логистика
— Маркетинг
— Маркетинговые исследования и ситуационный анализ
— Микроэкономика
— Менеджмент
— Моделирование бизнес-процессов
— Основы управленческой деятельности
— Промышленные технологии и инновации
— Прогрессивные формы организации и стимулирования труда
— Теоретическая инноватика
— Технологии нововведений
— Управление инвестициями
— Управление инновационными проектами
— Управление ИТ-сервисами и контентом
— Экономика
— Эконометрика
— Электронный бизнес
— Маркетинг и продажи телекоммуникационных технологий (уровень услуг, уровень управления, уровень транспорта, уровень доступа)
— Администрирование и программирование в 1С
— Информационные системы управления производственной компанией
— Информационные системы финансово-экономического анализа
— Инфраструктура нововведений
— Конфигурирование и администрирование бухгалтерского ПО
— Макроэкономика
— Основы управленческой деятельности
— Основы рыночной экономики и предпринимательства
— Рынки ИКТ и организация продаж
— Системы поддержки принятия решений
— Статистика
— Теория отраслевых рынков
— Технико-экономический анализ деятельности предприятия
— Управление качеством
— Финансы
— Экономика отрасли инфокоммуникаций
— Экономическое и финансовое обеспечение инновационной деятельности и др.

Дисциплины, представленные в образовательных программах, формируют компетенции, позволяющие выпускникам решать профессиональный круг задач, направленный в том числе на цифровизацию различных сфер деятельности в рамках государственной программы «Цифровая экономика РФ».

«ЭС»: Кто и как формирует методическое обеспечение информационно-образовательной среды вузов?

Сергей Бачевский
— Методическое обеспечение разрабатывается непосредственно теми структурами, которые обеспечивают реализацию программ, а именно вузами и его подразделениями — факультетами, кафедрами, учебно-методическими органами. Это факультет ЦЭУБИ, факультет информационных систем и технологий, факультет инфокоммуникационных сетей и систем, каждый из которых в рамках своего образовательного направления формирует и регулярно актуализирует содержание образовательных программ. Однако возглавляет и направляет эту работу учебно-методическая комиссия Ученого совета университета.

Важную роль в координации работы вузов Россвязи по выработки общих подходом в формировании методического обеспечения играет созданная в 2016 г. при научно-техническом совете Федерального агентства связи секция «Образование», в которую входят все вузы и ведущие предприятия отрасли.

Качество реализуемых университетом образовательных программ и соответственно применяемого методического обеспечения подтвердила завершившаяся в апреле 2019 года государственная аккредитация образовательной деятельности университета.

Имея значительный уникальный опыт подготовки технических специалистов и управленческих кадров, учитывающий специфику отрасли и динамику процессов цифровизации экономики Российской Федерации, СПбГУТ обладает соответствующими компетенциями и образовательными ресурсами для выполнения следующих мероприятий, предусмотренных основным заданием Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/2019 учебном году:
— подготовка методических рекомендаций по организации обучения специалистов в образовательных организациях и разработке дополнительных профессиональных программ для реализации в соответствии с Государственным планом;
— подготовка учебно-методической литературы, средств мультимедиа, включая компьютерные обучающие программы, для подготовки специалистов в образовательных организациях с учетом изменения требований к дополнительным образовательным программам;
— организация и проведение обучения по дополнительным профессиональным программам специалистов в образовательных организациях, включая аттестацию, проводимую в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— организация и проведение обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, участвующих в реализации Государственного плана;
— подготовка (обучение по дополнительным профессиональным программам) управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры;
— формирование и ведение базы данных специалистов, педагогических работников, работников на основе технологий распределенного реестра.

Дмитрий Мишин
— Методическое обеспечение информационно-образовательной среды формируется научно-педагогическими сотрудниками университета, постоянно актуализируется, исходя из потребностей работодателя, и является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. В основе формирования с одной стороны заложены требования федеральных государственных образовательных стандартов, согласно которым выпускник образовательной организации должен обладать набором общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, с другой — удовлетворять современным требованиям науки и техники, востребованным на рынке труда. В свою очередь многокомпонентная платформа информационно-образовательной среды включает в себя учебно-методические материалы, системы контроля знаний, технические средства, программное обеспечение, электронно-библиотечные системы и мн.др. При формировании методического обеспечения большое внимание уделяется системе управления образовательным процессом: разработке и актуализации учебно-методических комплексов, разработке и внедрении инновационных технологий обучения, организации научно-исследовательской работы студентов, участие их в студенческих научно-практических конференциях и семинарах, а также внедрению инновационных технологий обучения, что в свою очередь способствует улучшению качества подготовки студентов, вовлечению их в решение реальных исследовательских задач будущей профессиональной деятельности, направленных в том числе на цифровизации всех отраслей человеческой деятельности.

«ЭС»: Есть ли количественные показатели, которые регулируют объем этих дисциплин в программах и количество выпускников, которые должны стать специалистами по цифровой экономике? Например, сколько таких выпускников должен подготовить вуз в год?

Сергей Бачевский
— Количественные показатели, которые регулируют объем дисциплин в программах, нет. Трудоемкость каждой дисциплины вуз определяет самостоятельно, исходя из направленности образовательной программы, выбранных видов деятельности будущего выпускника, глубины ее изучения и уровня результатов освоения дисциплины (знать, уметь, иметь навык). Количественные показатели для национальной экономики в целом определены непосредственно в документах Программы ЦЭРФ и ее «Дорожной карте».

Детализации количественных показателей программы ЦЭРФ до уровня вуза нет. Однако вузам ежегодно по результатам открытого публичного конкурса, проводимого Минобрнауки России, устанавливаются контрольные цифры приема по укрупненным группам направлений (специальностям) подготовки, в том числе и по образовательным программам ЦЭ.

Так в настоящее время на факультете ЦЭУБИ, на котором ведется подготовка специалистов, ориентированных на работу в информационно-емких, областях цифровой экономики, обучаются 409 студентов, из которых только 24 — за счет средств федерального бюджета. Именно этот факультет первым в РФ (в 2002 г.) начал подготовку специалистов по профилю «электронный бизнес» и участвовал в разработке первых профессиональных и образовательных стандартов по направлению «Бизнес-информатика».

Выпускники факультета трудятся: — на предприятиях инфокоммуникационной отрасли Российской Федерации (31%), — в органах государственного управления и «системообразующих» отраслевых компаниях, таких как, «Газпром-нефть», «Ростелеком», (20%), — средних предприятиях частного сектора экономики (30%), — международных компаниях, действующих на территории РФ (10%), — в финансовых учреждениях и банковском секторе (5%), — международных инфокоммуникационных компаниях и программной индустрии (4%).

Дмитрий Мишин
— Количественные показатели, регулирующие объем этих дисциплин, определяются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Число выпускников, которые должны стать специалистами по «цифровой экономике», определяются, в первую очередь, контрольными цифрами приёма (КЦП) на направления подготовки, связанные с цифровой экономикой. Реализация государственной программы «Цифровая экономика РФ», безусловно, требует увеличения КЦП для достижения, требуемых показателей по выпускникам в сфере цифровой экономики.

«ЭС»: По каким критериям Россвязь определяет, насколько вуз справляется с задачей снабжения компетентными кадрами организаций отрасли?

Сергей Бачевский
— В университете организована и регулярно проводится работа по оценке качества подготовки выпускников на основе отзывов из организаций и предприятий отрасли. Эта работа проводится при непосредственном участии Россвязи. Кроме того на заседаниях вышеупомянутой секции «Образования» регулярно рассматриваются вопросы качества подготовки выпускников отраслевых вузов.

Кроме того, Россвязь ежегодно устанавливает университету государственное задание на оказание государственных услуг, в котором указаны показатели качества услуг. Прежде всего — это трудоустройство выпускников по специальности в течение года после выпуска. При значении показателя 75% доля трудоустроившихся выпускников университета составляет более 80%.

Дмитрий Мишин
— Один из везущих критериев, по которым Россвязь определяет, насколько вуз справляется с задачей снабжения компетентными кадрами организаций отрасли, является выполнение контрольных цифр приема на соответствующий год и выполнение государственного задания на отчетный период. ПГУТИ данные показатели ежегодно выполняет.

«ЭС»: Ведутся ли исследования по трансформации рынка труда в отрасли?

Сергей Бачевский
— В университете постоянно ведутся научно-исследовательские работы, направленные на изучение процессов, происходящих в «цифровой экономике» РФ и в мире. Они направлены, в том числе, и на исследование рынка труда, происходящих в нем изменений и выработке методов регулирования рынка в интересах развития отрасли и экономики. Примерами таких работ являются НИР, выполненные на факультете ЦЭУБИ в последнее время, а именно:
«Разработка информационно-аналитической системы управления балансом трудовых ресурсов отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;
«Реализация методик использования технологий „Blockchain“ для реализации задач внедрения цифровых методов в экономику».

Дмитрий Мишин
— Согласно данным исследования Департамента информационных технологий и связи Самарской области, для развития цифровой экономики в РФ в ближайшие 10 лет потребуется 2 миллиона специалистов. В настоящее время доля IT-специалистов в Российской Федерации составляет 2,4% (в Самарской области 0,9%) от всего занятого населения. В США, Германии и Великобритании этот показатель вдвое выше — 4,3%. Для Российской Федерации для ежегодного притока в экономику для конкурентного уровня России с другими странами требуется 186 000 IT-специалистов. В результате ежегодно необходимо дополнительно набирать уже с 2018 года в вузы и учреждения среднего профессионального образования около 130 000 абитуриентов. Для Самарской области ежегодно необходимо дополнительно набирать уже с 2019 года в вузы и учреждения среднего профессионального образования 3 тысячи человек.
Для определения кадровой потребности, а также оптимизации рынка труда по цифровой экономики, скорее всего, целесообразным будет создание федеральных и региональных цифровых платформ сбора, обработки и распространения пространственных данных по бизнес-активности субъектов цифровой экономики, обеспечивающей потребности граждан, бизнеса и власти.

«ЭС»: Что представляет система мотивации к освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики РФ?

Сергей Бачевский
— В университете создана и функционирует комплексная система мероприятий учебного, научно-технического, просветительского характера, направленных на мотивацию обучающихся к освоению необходимых компетенций.

Прежде всего нужно отметить, что университет высокую репутацию среди вузов Санкт-Петербурга и России. Конкурс при поступлении в университет на некоторые специальности составляет несколько десятков человек на место, в связи с чем есть возможность отбирать наиболее подготовленных ребят, мотивированных на качественное освоение будущей профессией.

Также среди мероприятий мотивации можно отметить ежегодно проводимые научно-технические и студенческие конференции, выставки научных достижений, вузовские чемпионаты профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс, участие обучающихся в региональных и национальных чемпионатах профессионального мастерства по стандартам Ворлдскиллс, студенческие олимпиады, проведение факультативов, привлечение студентов к научной работе, встречи с руководителями и специалистами организаций и предприятий отрасли, назначение университетских именных стипендий, проведение экскурсий на ведущие предприятия отрасли и др.

Дмитрий Мишин
— Одной из главных мотиваций обучающихся к освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России является показатель востребованности выпускников на предприятиях, решающих задачу цифровизации, анонсируемый на всех уровнях государственной власти.

Заключение
Одним из ключевых факторов, открывающим возможности для университетов отрасли связи является усложнение (индустриальных, экономических, оборонных и всех других) систем, используемых в современном мире. Пример — телемедицина, объединяющая технологии здравоохранения, ИТ и телекоммуникаций в единое неразрывное целое. Аналогично, сложная композиция сетевых, криптографических и прикладных технологий, известная под названием «распределенных реестров» и более модным именем «Блокчейн», а также ее производные — «смарт-контракты» и т. п.

Подведомственные Россвязи вузы обладают высоким уровнем «политехничности» и междисциплинарности. Это позволяет им занять передовые позиции во вновь возникающих междисциплинарных областях и предложить новации, в том числе и в направлении цифровой экономике.


ГЕННАДИЙ КРИВОЛАПОВ. В СИБГУТИ НАУКУ ФИНАНСИРУЕТ ПРОИЗВОДСТВО

Какой выпускник вуза не хотел бы получить рекомендацию, открывающую дверь в солидную компанию, причем с уверенностью, что его оттуда «не попросят» через пару недель? Такую возможность дает работа в Научно-техническом центре специализированных систем (НТЦ СИС) при СибГУТИ.

На выставке «Связь-2019» свои экспозиции имели все подведомственные Россвязи вузы. Но лишь СибГУТИ демонстрировал свою продукцию (элементы информационного обмена для сетей подводного мониторинга) под официально зарегистрированным товарным знаком. Он устанавливается на всех изделиях, которые выходят из научно-производственных подразделений университета, в том числе НТЦ СИС.

Центр, по словам его руководителя Геннадия Криволапова, работает уже 62 года. Самый известный из его ранних проектов — система метеорно-ионосферной связи, которая создавалась в партнерстве с НИИ Радио под руководством А.А. Магазаника: система была развернута под коммерческую нагрузку на линиях связи «Красноярск — Норильск» и «Салехард — Тазовский». Среди современных разработок Центра — аппаратура гидроакустической связи, управления и навигации для комплексов автономных донных станций, созданная в обеспечение инновационной технологии тотальной сейсморазведки для поиска месторождений углеводородного сырья на шельфе.

Данная аппаратура поставляется как российским заказчикам, так и на экспорт. На «Связь-2019» сотрудники НТЦ СИС впервые показывали разработанную 12 лет назад гидроакустическую систему для проведения под водой стыковки автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).

Центр владеет полным циклом производства продукции — от генерирования идеи до исследования, разработки, выпуска и поставки по прямым договорам. Важно то, что во все эти процессы — начиная с разработки систем для производства кириешек, контроллеров для промышленных установок и заканчивая техникой гидроакустической связи для государственных и коммерческих структур реального сектора экономики — встроены студенты. Рядом с завлабом трудятся его ученики.

Здесь некоторые из них становились специалистами, пройдя все ступени профессионального роста: от первокурсника до бакалавра «с внедрением», специалиста «с внедрением», потом магистранта — тоже «с внедрением» и, наконец, аспиранта. Большая часть исследовательских проектов Центра финансируется за счет собственных средств, заработанных от продажи наукоемкой продукции.


АНДРЕЙ КАНЦУРОВ. ГЛАВНОЕ — БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На майской конференции Национальной радиоассоциации прозвучала тревога по поводу нехватки специалистов по сетям связи 5-го поколения. По мнению директора Департамента государственной политики в сфере связи Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Андрея Канцурова, специалистов в области сетей 4G для российских операторских компаний весьма успешно готовят вендоры: они в этом заинтересованы, так как эти сети в России строятся на их оборудовании. Операторы даже отдали вендорам на аутсорсинг управление своими сетями. Видимо, аналогичную ситуацию зарубежные вендоры прогнозируют и в отношении будущих сетей 5G.

Но кто будет готовить остальных участников рынка — провайдеров услуг, интеграторов, разработчиков приложений?..

В экспресс-интервью для «ЭС» Андрей Николаевич пояснил:
— Добавьте к этому: кто научит учителей? У меня нет уверенности, что накопленный в высшей школе инструментарий умений и компетенций обеспечивает необходимый уровень преподавания по направлению 5G. Надо поднимать этот вопрос на всех уровнях, к процессу обучения можно привлечь ведущие мировые компании — европейские, китайские.

ЭС: Что останется на долю наших отраслевых вузов?

— В первую очередь, конечно, базовое образование. Связист должен знать теорию, основы технологий, принципы работы оборудования. Применение конкретного оборудования — это уже тонкости будущей специальности. Возможно, выпускник вуза, закончив институт, будет изучать особенности работы с новыми технологиями самостоятельно. Сегодня такая возможность есть у любого человека, поскольку информационное общество глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности. Дистанционное обучение доступно всем.

Должен сказать, что вопросы обучения и образования не входят в мои компетенции как представителя Минкомсвязи России. Здесь большую роль играет Федеральное агентство связи, которое курирует четыре подведомственных вуза. Вопрос подготовки кадров для 5G можно, наверное, инициировать на площадке научно-технического совета Россвязи: посмотреть, какие есть программы по направлению передовых технологий.

Впрочем, ИКТ-специалистов готовят не только в отраслевых вузах. У нас в стране во многих университетах обучают телекоммуникационным технологиям. Сейчас стык информационных технологий и связи настолько сглаживается, что трудно понять: то ли радист нужен, то ли специалист в области информационых технологий. В условиях интеграции всего и вся специалист должен владеть знаниями не только по радиочасти, но и в целом принципами построения сетей электросвязи: передача данных, обмен сообщениями, маршрутизация.
Необходимо сформировать образовательный стандарт, в котором должны быть закреплены задачи, цели, результаты обучения. А это уже сфера ответственности Минобрнауки.


0005 (10)
0006 (8)0007 (4)

«Электросвязь» № 6−2019

Рубрики и ключевые слова