МАС предлагает создать Российскую ассоциацию по взаимодействию с МСЭ

Укрепление взаимодействия с Международным союзом электросвязи – залог успешной реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

ITU Logo 1МАС 3 № 12

Предложение о создании Российской ассоциации по взаимодействию с Международным союзом электросвязи (РАМСЭ)

Стратегическая инициатива Международной академии связи сформулирована президентом А. Оситис и членом президиума В. Судовцевым

Современные вызовы

В Российской Федерации принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая увязана с целями ООН в области устойчивого развития (ЦУР), принятыми ООН в 2015 г. в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Координационным органом в РФ является Правительственная комиссия по цифровому развитию (ПКЦР), использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которая образована в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам развития экосистем цифровой экономики и повышения уровня использования информационных технологий и связи в целях формирования в РФ информационного общества и электронного правительства.

Движущей силой мирового экономического и социального развития стала цифровая трансформация, которая началась десятилетия назад с электронного документооборота, и электросвязь — это отрасль, которая во многом определяет направление такой трансформации. Куратором национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является вице-премьер М. Акимов, а руководителем — глава Минкомсвязи РФ К. Носков. С целью публикации официальной информации об этой национальной программе, структуре ее управления, мероприятиях по каждому из шести входящих в нее федеральных проектов, новостей и аналитических материалов по теме цифровой экономики в РФ и мире в марте 2019 г. под эгидой проектного офиса программы в лице Аналитического центра при Правительстве РФ появился собственный сайт digital.ac.gov.ru.

Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш в октябре 2018 г. на Полномочной конференции (ПК) Международного союза электросвязи отметил, что «Перед нами стоит важнейшая задача: использовать преимущества новых технологий на благо всех, обеспечивая при этом защиту от рисков, связанных с их злоупотреблением. Цифровым технологиям принадлежит весьма важная роль в ускорении прогресса на пути к достижению Целей в области устойчивого развития», а Генеральный секретарь МСЭ академик МАС Х. Чжао заявил, что «Такие новые технологии, как 5G, искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей, изменят то, как мы живем, работаем и учимся, способами, которых мы пока даже не можем себе представить. И ведущая роль здесь принадлежит МСЭ. Наша сегодняшняя задача — сделать так, чтобы эти технологии и ИКТ в целом продолжали служить всеобщему благу во всем мире».

Решение актуальных задач по построению цифровой экономики чрезвычайно важно, поскольку согласно недавно опубликованному докладу МСЭ/ЮНЕСКО «Состояние широкополосной связи, 2018 год», несмотря на сохраняющийся значительный рост общего числа пользователей интернета, 52% мирового населения на сегодняшний момент остаются неподключенными, что требует мобилизации усилий по информационному обеспечению проводимой работы, содействия внедрению новых технологий для предоставления услуг более высокого качества. В рамках Повестки дня «Соединим к 2020 году» РФ как Член МСЭ обязалась работать в направлении создания общего представления об информационном обществе, возможности которого расширяются благодаря взаимосвязанному миру с учетом передового опыта, инновационных инициатив, квалификации и знаний. В послании Президента РФ В. Путина Федеральному собранию от 01.03.2018 говорится «К 2024 году мы обеспечим практически повсеместный быстрый доступ в Интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек, а удаленные, небольшие населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников». 30 октября 2018 г. в своем выступлении на пленарном заседании ПК-18 МСЭ Министр цифровых технологий, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К. Носков подчеркнул, что «Цифровая трансформация — это новая реальность, важное место в которой отводится цифровым данным. Данные в цифровой форме становятся фактором производства. Умение работать с большими данными выводит компании, отрасли и страны в целом на новый конкурентный уровень».

Масштабная цифровая трансформация отношений в экономике, в управлении государством, в социальной сфере возможна только на базе современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, единого цифрового пространства стран и мира и повсеместного распространения ИКТ; телекоммуникации — составная часть ИКТ, а также обеспечивают повсеместный доступ к ним, поскольку сети электросвязи последующих поколений являются пространственной основой единого цифрового пространства. По подсчетам аналитиков мировой объем рынка технологий и услуг, предназначенных для проектов цифровой трансформации бизнеса, к 2022 г. превысит 2 трлн долларов США.

В последние годы многие государства принимают национальные цифровые повестки дня и стратегии, которые содержат амбициозные цели цифровой трансформации их экономик, а также направления и способы решения связанных с этим задач. Согласно оценкам специалистов, ряду стран, в том числе США и Великобритании, это позволит к 2021 г. на треть увеличить эффективность своих развитых экономик. При этом для достижения поставленных целей велением времени является обмен передовым опытом и методологиями цифровой трансформации, чему способствует деятельность МАС и МСЭ. Значительное внимание обращается на создание условий недискриминационного доступа к услугам электросвязи/ИКТ. Так, на ПК МСЭ 2018 г. была принята Резолюция 64 (Пересм. Дубай, 2018 г.). Недискриминационный доступ к современным средствам, услугам и приложениям электросвязи/ИКТ, включая прикладные исследования, передачу технологий и электронные собрания, на взаимно согласованных условиях, в которой констатируется решение о том, чтобы продолжать в рамках мандата МСЭ удовлетворять потребность в стремлении к обеспечению недискриминационного доступа к технологиям электросвязи и информационным технологиям, к созданным на базе Рекомендаций МСЭ‑Т и МСЭ‑R средствам, услугам и соответствующим приложениям, включая прикладные исследования и передачу технологии на взаимно согласованных условиях; что МСЭ следует способствовать недискриминационному доступу к технологиям электросвязи и информационным технологиям, к созданным на базе Рекомендаций МСЭ‑Т и МСЭ‑R средствам, услугам и приложениям;что МСЭ следует максимально поощрять сотрудничество членов Союза по вопросу о недискриминационном доступе к технологиям электросвязи и информационным технологиям, к созданным на базе Рекомендаций МСЭ‑Т и МСЭ‑R средствам, услугам и приложениям в целях удовлетворения спроса пользователей на современные услуги и приложения электросвязи/ИКТ.

Электросвязь/ИКТ — движущая сила прогресса

Решающую роль в процессе развития играют электросвязь/ИКТ, благодаря повышению эффективности в различных секторах экономики и содействию таким инновациям, как IoT, ИИ, интеллектуальные транспортные системы, машинное обучение (МО), нейронные сети, «умные» города, точная агротехника, «умное» водопользование, «умная» энергетика, «умное» управление отходами и т. д. ИКТ действуют в качестве катализаторов в достижении трех ключевых компонентов устойчивого развития — экономического роста, социальной интеграции и экологического баланса. В то же время отмечается, что электросвязь — это отрасль, которая движется в направлении предоставления более широкого спектра услуг, ее объемы растут примерно на 50% в год, а доходы сокращаются, при этом предполагается, что в ближайшие годы объем инвестиций в отрасль, например, в Западной Европе составит около 500 млрд евро при отсутствии прибыли. ИИ, IoT, нейронные сети, большие данные, перевод услуг в облако обладают громадным потенциалом стимулирования инноваций и помогают компаниям электросвязи своевременно преобразовывать их бизнес-модели.

Становятся реальностью технологии с использованием ИИ. Вместе с тем, необходимыми условиями достижения общего понимания возникающих возможностей технологий ИИ и реализации огромного потенциала ИИ как действующей во благо силы являются устойчивый диалог и прочное партнерство между международными организациями, прежде всего на платформе ООН, МСЭ и МАС, государствами, частным сектором и научным сообществом. В РФ поддержка технологий ИИ предусмотрена нацпрограммой «Цифровая экономика» еще с восемью сквозными технологиями, в том числе развитие блокчейна и робототехники, работа с большими данными и др., и правительственные органы разрабатывают подходы к национальной стратегии развития ИИ.

Развитие и поддержка цифровой экономики являются чрезвычайно важной задачей для всех стран мира. Речь идет о способности обеспечить соответствие стран требованиям завтрашнего дня в мире, где цифровые инновации становятся катализатором коренных преобразований, устранить цифровое неравенство и обеспечить недискриминационный доступ к имеющейся инфраструктуре.

Определение «цифровая» не означает какую-либо новую экономику. Это следующий этап развития существующей, если она исчерпала традиционные способы повышения эффективности. Отсталой или стагнирующей экономике цифровая трансформация на нужна, так как она требует значительных капиталовложений, но не дает ожидаемых выгод. Для экономически развитых стран такая трансформация становится все более важной движущей силой глобального инклюзивного экономического развития. Она играет важную роль в обеспечении всеобъемлющего и устойчивого национального роста, в повышении производительности существующего производства, в формировании новых рынков и отраслей, а также в дальнейшем росте качества жизни населения.

МСЭ — центр международного взаимодействия в области электросвязи/ИКТ

В 2020 г. МСЭ тема цифрового общества была одной из центральных на ПК-18 МСЭ. Учитывая важность вопроса, делегатами была принята новая Резолющия Роль МСЭ в содействии ориентированным на электросвязь/информационно-коммуникационные технологии инновациям для поддержки цифровой экономики и цифрового общества, в которой говорится, что Союзу в рамках своего мандата следует стремиться содействовать применению ориентированных на электросвязь ИКТ инноваций при разработке и развертывании инфраструктуры электросвязи/ИКТ, способствующей развитию цифровой экономики, преимущества которой вносят значительный вклад в экономику в целом;в рамках своего мандата и существующих механизмов следует оказывать Государствам-Членам по их просьбе поддержку в содействии формированию благоприятной среды для ориентированных на электросвязь/ИКТ инноваций, разрабатываемых малыми и средними предприятиями (МСП), стартапами, инкубационными центрами и молодыми предпринимателями, оказывая вместе с другими международными учреждениями поддержку соответствующим видам деятельности;следует и далее сотрудничать с другими соответствующими учреждениями ООН и другими международными организациями в целях оказания Государствам-Членам помощи в создании потенциала, связанного с цифровыми навыками, которые считаются одной из базовых основ цифровой трансформации, и далее поддерживать направления деятельности Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) путем реагирования на глобальную потребность в содействии ориентированным на электросвязь/ИКТ инновациям, способствующим ускорению цифровой трансформации общества и экономики,

В последние годы цифровая экономика получила широкое распространение, прежде всего в таких странах, как Китай, США, и отставание государств в области глобальной электронной торговли и межотраслевых цифровых платформ может сказаться на их конкурентоспособности как на внешних, так и на внутренних рынках. По данным аналитиков, к 2019 г. использовалось более 7 млрд. подключенных объектов и до конца нынешнего десятилетия это число будет продолжать существенно расти. Развиваются цифровизация специфических структур и устройств во многих областях деятельности с решающей поддержкой широкого внедрения преимуществ цифровой трансформации ИИ, IoT, межмашинного взаимодействия (М2М), М2Р, RFID, МО, нейтронных сетей, облачных вычислений и больших данных. Технологии IoT становятся все более масштабными и изощренными, но требуют оценки эклномической эффективности.

В условиях падения выручки от традиционной телефонии, замедления прироста в сегментах ШПД и платного ТВ операторы осваивают новые направления бизнеса за счет развертывания разнообразных промышленных сценариев использования IoT, включая широкополосный IoT, массовый IoT, IoT для критических сценариев, промышленный IoT (IIoT), с пониманием необходимости перехода в цифру. Агентство Gartner предполагает, что к 2020 г. более 20 млрд устройств будут подключены к IoT, при этом более 8 млрд из них будет предназначено для работы на предприятиях, это при том, что в 2017 году таких устройств было всего около 3 млрд. По оценке IDC, в 2018 г. объем российского рынка IoT составил 3,67 млрд долларов США при этом эксперты прогнозируют, что в период до 2022 г. рынок IoT будет расти в среднем на 18% ежегодно. Что касается промышленного IoT, то по прогнозам компании Software AG за последующие три года российский рынок вырастет с 93 до 270 млрд рублей, а эффект от его внедрения в реальном секоре экономики в 2020—2021 гг. может достичь 0,8 — 1,4 трлн. рублей.

В свою очередь Европейская комиссия утвердила выделение 1,75 млрд евро из государственных бюджетов Великобритании, Германии, Италии и Франции и 6 млрд евро в виде частных инвестиций на поддержку совместных исследований и развития инноваций в области микроэлектроники, касающихся IoT и «подключенных автомобилей», в 40 проектах с участием 29 компаний и привлечением МСП с целью завершения программы к 2024 г.

Согласно прогнозам аналитиков Accenture, к 2035 г. применение ИИ позволит компаниям повысить эффективность бизнеса на 40%. Восемь из 10 компаний уже применяют технологии ИИ или планируют начать это делать в ближайший год. По оценка экспертов, в Российской Федерации годовой объем рынка ИИ и машинного обучения в 2017 г. оценивался отраслевыми экспертами примерно в 700 млн руб, а к 2020 г. он может вырасти до 28 млрд руб. В конце января с.г. Президент РФ В. Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания наблюдательного совета АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», состоявшегося 15 января 2019 года. Одно из поручений касается развития в стране технологий ИИ. Специалисты отмечают, что технологии ИИ, IoT и МО приводят к повышению информационной безопасности, что важно в нынешних условиях, когда по данным Cisco в мире ежедневно появляется свыше 20 млрд угроз информационной безопасности.

В условиях, когда до сих пор согласно данным Глобального исследования Всемирного банка по охвату населения финансовыми услугами (Findex) за 2017 год около 1,7 миллиарда взрослых жителей не имеют доступа к текущим счетам и исключены из официальной финансовой системы, цифровые финансовые услуги создают огромный потенциал ускорения охвата финансовыми услугами и уменьшения гендерных разрывов путем удовлетворения потребностей бедных и не имеющих банковского счета потребителей в области финансов. Эта тема широко обсуждалась на ПК-18 МСЭ и было отмечено, что охват финансовыми услугами является одним из ключевых факторов сокращения масштабов нищеты и повышения благосостояния - около двух миллиардов человек в мире не имеют доступа к официальным финансовым услугам, и более 50 процентов взрослого населения в беднейших домашних хозяйствах не имеют банковского счета.

В результате делегатами ПК-18 МСЭ была принята новая Резолюция Использование информационно-коммуникационных технологий для преодоления разрыва в охвате финансовыми услугами, в которой, в частности, говорится, что МСЭ необходимо продолжать изучение вопроса цифровых финансовых услуг в целях расширения охвата финансовыми услугами в развивающихся странах; поощрять сотрудничество и диалог между регуляторными органами в области электросвязи и регуляторными органами в сфере финансовых услуг в целях разработки и внедрения стандартов и руководящих указаний и поощрять использование инновационных цифровых инструментов и технологий, в зависимости от ситуации, чтобы ускорить охват финансовыми услугами.

Цифровая экономика

В РФ разрабатывается национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». И хотя за последние годы наша страна шагнула вперед на одно технологическое поколение подвижной связи — от 4G к 5G, которая будет тесно интегрироваться в вертикальные приложения экономики, здравоохранения, образования, мониторинга климата, энергетики, транспорта, управления операциями при чрезвычайных обстоятельствах и бедствиях, «умных» городов, промышленного интернета и подключенных автомобилей, при этом необходима разработка методологии цифровой трансформации, основанной на международном опыте.

Как отметил на межрегионального совещания лидеров цифрового развития в январе с.г. заместитель Минкомсвязи РФ О. Иванов, в 2019 г. планируется решить вопрос создания единого инфраструктурного оператора путем консорциума: для свободного развития связи стандарта пятого поколения (5G) уже выделена радиочастота для тестирования. По прогнозу министерства, масштабное внедрение нового стандарта ожидается после 2021 г. Единый инфраструктурный оператор может создать общую опорную сеть, хранение данных, а услуги связи операторы будут предоставлять по отдельности. В то же время вице-премьер РФ М. Акимов отметил, что «По поводу модели — понятно, что это будет некое объединение, но нюансы объединения, которые касаются владения спектром, владения физической инфраструктурой и представительства интересов перед регулятором, перед государством, вот в этом диапазоне мы будем искать решения». Важно чтобы каждый имел равные возможности участвовать в цифровой экономике и иметь доступ ко всем связанным с информацией возможностям интернета, с тем чтобы расширить их права и возможности и обогатить их жизнь, а также для того, чтобы к 2030 г. в мире можно было достичь ЦУР.

Программа «Цифровая экономика» охватывает шесть направлений: совершенствование правового регулирования цифровой среды, создание информационной инфраструктуры для цифровой экономики, обеспечение цифровой экономики квалифицированными кадрами, создание российских сквозных цифровых технологий, создание российских сквозных цифровых технологий, укрепление информационной безопасности и развитие сервисов электронного правительства.

Данной теме была посвящена совместная конференция МСЭ и Альянса NGMN «Практика лицензирования в различных сегментах отрасли 5G», которая проходила в конце января с.г. в МСЭ. На конференции состоялся обмен информацией по практическим методам лицензирования и сопутствующим вопросам в различных сегментах отрасли, при этом особое внимание было уделено развитию связи 5G. Были определены практические методы и правила поведения для лицензирующих органов и владельцев лицензий в среде 5G, а также требования, необходимые для повышения прозрачности и оценки релевантности базовых патентов стандарта в сфере 5G.

В ноябре 2018 г. в Москве состоялась стратегическая сессия, посвященная вопросам цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. В обсуждении актуальных вопросов и проблем цифровой трансформации приняли участие представители Минкомсвязи РФ, государственных корпораций и эксперты Московской школы управления «Сколково». Выступивший на сессии замглавы Минкомсвязи РФ Е. Кисляков отметил, что целью цифровой трансформации госкорпораций является повышение эффективности их работы за счет внедрения цифровых технологий, как в управленческие, так и в технологические процессы. Он также подчеркнул, что «для достижения целей, указанных в федеральном проекте „Цифровые технологии“ национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“, Минкомсвязи РФ запланировала разработку методологии цифровой трансформации, основанной на международном и российском опыте, создание комплекса мер по стимулированию и поддержке проведения цифровой трансформации, а также формирование рейтинга цифрового развития».

В настоящее время Минкомсвязи РФ проводит аналитическую работу по технологическому развитию экономики для формирования девяти дорожных карт по направлениям сквозных цифровых технологий. В рамках этой деятельности в январе с.г. в Перми состоялось межрегиональное совещание лидеров цифрового развития. Одной из ключевых тем совещания стала национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», шесть федеральных проектов которой, призванных улучшить качество жизни населения и условия предпринимательской деятельности, утверждены президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию страны.

Работа по развитию цифровой экономики ведется в тесном сотрудничестве с МСЭ и ЕАЭС. Формирование глобальной цифровой повестки способствует открытому, широкому и равноправному сотрудничеству. С развитием эры IoT быстрыми темпами происходит соединение между собой всех видов устройств, транспортных средств, систем и датчиков. В результате цифровой трансформации технологий в сектор ИКТ вовлекаются новые заинтересованные отрасли из разных стран для решения задач удовлетворения потребностей в области стандартизации большого числа вертикальных отраслей, в которых ИКТ используются в качестве опорных технологий.

На состоявшемся в июле 2018 г. в Нью-Йорке ежегодном собрании Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию ООН (ПФВУ) была отмечена уникальная роль ИКТ для повышения уровня жизни во всем мире. ИКТ как катализатор достижения ЦУР были включены в 39 из 46 добровольных национальных обзоров, представленных странами. Большая часть стран отметила возможности развития, которые открыла цифровая революция; кроме того, многие представили информацию о конкретных областях, таких как «умные» города, электронное здравоохранение, цифровое предпринимательство, цифровые навыки, управление электронными отходами и сельское хозяйство и т. д.

На Специальной сессии МСЭ, ЮНИДО и Глобального саммита производства и индустриализации (GMIS), проведенной в конце 2018 г. в Женеве и посвященной роли ИКТ в содействии всеохватному и устойчивому промышленному развитию и стимулированию инноваций для достижения ЦУР ООН, было отмечено, что наступает эпоха Четвертой промышленной революции, период все более активного слияния традиционных производственных процессов с процессами на основе цифровых технологий.

В подготовленном Всемирным банком обзоре мирового развития «Цифровые дивиденды» делается вывод о том, что страны могут получить максимальную отдачу от цифровых преобразований экономики лишь при условии, что они будут непрестанно улучшать деловой климат, проводить необходимые для этого реформы, вкладывать средства в образование, инновации и профессиональную подготовку, совершенствовать управление и правовое регулирование в соответствии с целями цифровизации.

В январе с.г. в Москве на семинаре «Цифровая трансформация на основе данных» с докладом «Развитие на основе данных» выступил сотрудник Всемирного банка Т. Келли, ранее работавший в МСЭ, подчеркнул существенный рост потоков данных и отметил, что на текущий момент более 90% существующих данных появились в последние два года, а объем трансграничных потоков данных в денежном выражении ежегодно превышает $ 3 трлн. Также было показано, что мобильные данные, особенно отправляемые со смартфонов, составляют растущую долю глобального трафика, при этом трафик уходит от сетевых операторов к создателям контента, использующим технологию ОТТ, на большинстве рынков самая большая доля трафика на большинстве рынков представлена потоковой передачей видеоданных, в частности, YouTube и Netflix и в будущем главным источником трафика станут IoT, автоматизированные транспортные средства, центры хранения и обработки данных. Без учета этой тенденции трудно сделать следующий шаг на пути к цифровой трансформации. При этом у экспертов Всемирного банка нет единого рецепта для развития экономики государств на основе данных.

Вопросы технологии ОТТ обсуждались на ПК-18 МСЭ и нашли отражение в новой Резолюции ОТТ, в которой говорится, что МСЭ необходимо повышать осведомленность и содействовать общему пониманию и диалогу между заинтересованными сторонами по вопросам благоприятной среды и экосистемы ОТТ, действуя в рамках сферы компетенций МСЭ; продолжать содействовать исследованию аспектов ОТТ в соответствии с мандатом МСЭ исодействовать реализации программ по созданию потенциала среди членов МСЭ в целях распространения информации о передовом опыте и технических указаний, касающихся ОТТ, в особенности для развивающихся стран.

Инновационные технологии и такие передовые производственные как трехмерная печать, ИИ, робототехника, IoT, МО, технологии, используемые в носимых на себе устройствах, и многие другие, являются ключом к разработке плана действий, преобразуют существующие рынки и методы работы. Содействие сотрудничеству и инновационным партнерским отношениям является ключевым элементом привлечения широкого круга заинтересованных сторон, включая академические организации и МСП, и объединения знаний, информации и данных, необходимых для построения открытых для всех и устойчивых «умных» городов и обществ.

«Умное» будущее

Примечательно, что в начале 2019 г. в РФ при поддержке Минстроя и при участии Ростеха, Росатома и Ростелекома активизировалась работа по созданию Национального центра компетенций «Умный город», целью которого является разработка, внедрение и популяризация технологий, оборудования, программ, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства, а также подготовка и поддержка проектов международного сотрудничества по вопросам жилищной политики, городского развития и управления природными ресурсами в целях развития «умных» городов в РФ. Данная инициатива созвучна с решениями ПК МСЭ, сформулированными в Резолюции 197 (Пересм. Дубай, 2018 г.) Содействие развитию интернета вещей и «умных» устойчивых городов и сообществ, в которой отмечается, что интернет вещей играет важнейшую роль в различных сферах, включая энергетику, транспорт, здравоохранение, городское и сельское пространственное планирование и управление «умными» и устойчивыми городами и сообществами, сельское хозяйство, управление операциями при чрезвычайных ситуациях, кризисах и бедствиях, общественную безопасность и домашние сети, и приносит выгоду развивающимся, а также развитым странам, и в разделе решает говорится, что необходимо содействовать инвестициям в интернет вещей и его развитию для поддержки целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и продолжать и далее развивать исследования и виды деятельности, связанные с интернетом вещей и «умными» устойчивыми городами и сообществами, в рамках сферы компетенции МСЭ в целях содействия их развитию и преодоления любых возможных проблем, с которыми сталкиваются члены МСЭ и соответствующие заинтересованные стороны.

Характерным является то, что жизнь людей все в большей степени перемещается в онлайновую среду, страны обращаются к системам цифровой идентичности, чтобы обеспечить законное средство удостоверения личности и расширить доступ граждан к услугам. При этом новые технологии — движущая сила «умного» будущего, требуют укрепления международного взаимодействия и прежде всего по линии МСЭ и МАС, своевременной разработки международных стандартов для бесперебойного предоставления совместимых услуг во всем мире, справедливого распределения радиочастотного спектра, а также обеспечения конфиденциальности и безопасности.

На осеннем 2018 г. собрании Комиссии ООН по широкополосной связи в интересах устойчивого развития было отмечено, что технологии широкополосной связи имеют решающее значение для соединения 3,8 млрд. людей по всему миру, которые до сих пор лишены доступа в интернет — «другой половины» мира. При этом, сопредседатель Комиссии по широкополосной связи президент Республики Руанда П. Кагаме, заявил: «Мы готовимся отметить новую веху — половина населения мира имеет доступ к интернету. Этот рост неравномерен по регионам мира, но он обнадеживает. Уже больше людей пользуются доступом к интернету, и нам следует подумать, что сделать, чтобы все имели безопасный и справедливый доступ к цифровому контенту. Чтобы в полной мере использовать новейшие технологические инновации, нам нужно быстро адаптироваться и применять более инновационные подходы к политике и регулированию. Оптимально делать это посредством тесного сотрудничества между основными заинтересованными сторонами из правительств, частного сектора и исследовательского сообщества». При этом отмечалось, что если виртуальная реальность действительно приобретет широкую популярность, то это существенно повысит потребности в ширине полосы частот.

Мировой опыт и тенденции свидетельствуют, что обеспечение устойчивого мирового развития и повышения качества жизни людей, перехода к новой общественной формации — «Индустрии 4.0» требуют формирования и постоянного обновления глобальной информационно-коммуникационной инфраструктуры на базе национальных и международных надежных и защищенных сетей электросвязи последующих поколений. Свидетельство тому и включение цели «Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных…» в Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». При этом следует отметить, что в стратегиях развитых стран, в международных документах национальные (и глобальная) цифровые инфраструктуры рассматриваются как ключевое средство для достижения общеэкономических и социальных целей, а не для организации рутинных информационных процессов.

Для эффективного использования перспектив цифровой трансформации операторам сетей и пользователям необходимо соответствующим образом адаптировать свои бизнес-модели и поддерживать разнообразные требования в отношении качества обслуживания, а директивным и регуляторным органам создавать условия, способствующие экспериментам и инновациям в области предпринимательства, и проводить политику, смягчающую последствия проблем в областях информационной безопасности, конфиденциальности, неравенства доходов и занятости.

В ноябре 2018 г. в Москве состоялась научно-практическая конференция «Цифровизация как драйвер профессий будущего», организованная Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей. Президент МАС А. Оситис выступила с приветственным словом и, в частности, сказала, что «Цифровизация меняет правила нашей повседневной жизни, нашей карьеры, всей нашей экономики и общества. Мы не только наблюдаем этот быстрый переход, но и обеспечиваем его… Не требующие высокой квалификации профессиональные профили исчезают, но растет потребность в новых, более высоких квалификациях и комбинации квалификаций. Нужны новые специальности и совмещение профессий, дополнительное образование и обучение, связанные с повсеместным применением ИКТ. Цифровое образование во все большей степени служит предпосылкой для успешной трудовой жизни каждого и на любом рабочем месте». Также было отмечено, что цифровая трансформация создает большие возможности, но и несет в себе серьезные риски, связанные как с необходимостью модернизации инфраструктуры, так и с привлечением значительных финансовых инвестиций.

Международное сотрудничество

Сотрудничество между правительствами и частным сектором является одной из важнейших особенностей МСЭ и ныне отрасль электросвязи/ИКТ и правительства успешно сотрудничают в деле определения будущего направления развития этого сектора. В настоящее время с МСЭ официально взаимодействуют 17 организаций из РФ и, например, со стороны США участвуют 124 компании, из Японии — 39 компаний. Приведем некоторые данные.

Российская Федерация в МСЭ

    • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
    • Главный радиочастотный центр
    • Государственное предприятие «Морсвязьспутник»
    • INTECH GLOBAL JJC
    • Координационный центр РФ по TLD
    • Интервейл
    • Национальное радиотехническое бюро
    • Лаборатория Касперского
    • Мегафон
    • Московский технический университет связи и информатики
    • Межрегиональный ТранзитТелеком
    • Ростелеком
    • World`s Dlobal Telecom
    • Московский физико-технический институт (Государственный университет)
    • Санкт-Петербургский политехнический университет
    • Санкт-Петербургский университет космических измерений
    • Санкт-Петербургский государственный университет электросвязи им. Бонч-Бруевича
    • Международная академия связи

Университеты Аргентины в МСЭ

Centro de Capacitación en Alta Tecnologia para Latino América y el Caribe (CCATLAT), CABA
Instituto Balseiro, S. C. de Bariloche
Universidad de Buenos Aires Facultad de Ingeniería, BUENOS AIRES
Universidad Nacional Arturo Jauretche, Florencio Varela
Universidad Nacional de Córdoba, Pabellón
Universidad Nacional de la Matanza, Buenos Aires
Universidad Nacional de La Plata, Buenos Aires La Plata
Universidad Nacional de Luján, Luján
Universidad Nacional de Misiones, Posadas — Misiones
Universidad Nacional de Río Cuarto, Córdoba
Uninersidad Nacional de Río Negro, Río Negro
Universidad Nacional de San Luis, SAN LUIS
Universidad Nacional de Tucumán, Tucumán
Universidad Nacional del Litoral, Santa Fe
Universidad Nacional del Sur, Bahia Blanca
Universidad Tecnológica Nacional, Ciudad Autónoma de Buenos Aires

Китай в МСЭ

Ministry of Industry and Information Technology (MIIT), BEIJING
360 Technology Co., Ltd., BEIJING
Alibaba China Co. Ltd., HANGZHOU
Asia Satellite Telecommunications Co. Ltd. (AsiaSat), HONG KONG
Beijing JiShi HuiTong Technology Co., Ltd, BEIJING
BOE Technology Group Co. Ltd., BEIJING
CAS Quantum Network Co. Ltd., Shanghai
China Great Wall Industry Corporation, BEIJING
China Head Aerospace Technology Co., BEIJING
China Information Communication Technologies Group, WUHAN
China International Telecommunication Construction Corporation, BEIJING
China Mobile Communications Corporation, BEIJING
China Telecommunications Corporation, BEIJING
China Tower Corporation Limited, HAIDIAN DISTRICT, BEIJING
China Unicom, BEIJING
Companhia de Telecomunicações de Macau S.A.R.L., MACAU
Guangdong DAPU Telecom Technology Co. Ltd., DONGGUAN
Guizhou Creco Technology Ltd., Guiyang
Hangzhou Hikvision Digital Technology Co., Ltd., Hangzhou
HGC Global Communications Limited, TSING YI — HONG KONG
Hisilicon Technologies Co. Ltd., SHENZHEN
Huawei Technologies Co., Ltd., SHENZHEN
Information Science Academy of China Electronics Technology Group Corporation (ISA CETC), BEIJING
Nokia Shanghai Bell Co. Ltd., SHANGHAI
QuantumCTek Co., Ltd., Beijing
Shenzhen OLYM Information Security Technology Co. Ltd., SHENZHEN
Shenzhen Skyworth Digital Technology Co. Ltd., SHENZHEN
StarTimes Software Technology Co. Ltd., BEIJING
System Engineering Research Institute, Beijing
SZ DJI Technology Co. Ltd., SHENZHEN
Telematics Industry Application Alliance, Beijing
Tencent Technology (Shenzhen) Company Limited, Shenzhen
VisionVera Information Technology Co. Ltd., Beijing
Wangsu Science & Technology Co. Ltd., SHANGHAI
Xiamen SET Electronics Co., Ltd, Xiamen
Yangtze Optical Fibre and Cable Joint Stock Limited Company, WUHAN
Yong Xin Hua Yun Cultural Development Corporation, Beijing
Beijing University of Posts and Telecommunications, BEIJING
Chongqing University of Posts and Telecommunications, CHONGQING
Chongqing University, CHONGQING
Computer Network Information Center of the Chinese Academy of Sciences, BEIJING
Hubei University, WUHAN
Institute of Acoustics of the Chinese Academy of Sciences, BEIJING
Institute of Computing Technology Chinese Academy of Sciences, BEIJING
Institute of Information Engineering Chinese Academy of Sciences (CETC ISA), BEIJING
Nanjing University of Posts and Telecommunications, NANJING
Tsinghua University, BEIJING
University of Electronic Science and Technology of China, Chengdu
Zhejiang University, HANGZHOU

США В МСЭ

Cyber and International Communications and Information Policy (CIP), WASHINGTON, D.C.
Federal Communications Commission, WASHINGTON D.C.
International Telecommunication Settlements Section (Maritime), WASHINGTON, D.C.
National Telecommunications and Information Administration (NTIA), WASHINGTON
Acacia Communications, Inc, MAYNARD
Adaptive Spectrum and Signal Alignment (ASSIA) Inc., REDWOOD CITY ADTRAN, HUNTSVILLE
Aeris Communications, Inc., SAN JOSE
Aetna, OGDENSBURG
American Tower Corporation, BOSTON
Analog Devices, Inc., SAN JOSE
Apple Inc., CUPERTINO
Applied Micro Circuits Corporation (AMCC), ANDOVER
Applied Optoelectronics, Inc., SUGAR LAND
ARRIS Group, Inc., SUWANEE
AT&T, Inc., ATLANTA
Aviation Spectrum Resources, Inc., ANNAPOLIS
Bandwidth.com, Inc., RALEIGH
Bill & Melinda Gates Foundation, SEATTLE
Broadcom Corporation, IRVINE
Calix Networks, Inc., PETALUMA
CBS Corporation, NEW YORK
CenturyLink, DENVER
Ciena Corporation, HANOVER
Cisco Systems, Inc., SAN JOSE
Corning Incorporated, CORNING
Corporation for National Research Initiatives, RESTON
Deloitte Consulting LLP, ARLINGTON
Dish Network, WASHINGTON
Dolby Laboratories, SAN FRANCISCO
EchoStar Operating LLC, GERMANTOWN
Currency, OAKLAND
Ellipsat Inc, WASHINGTON
Epson Electronics America, SAN JOSE
Facebook, MENLO PARK
Finisar Corporation, SUNNYVALE
Fujitsu Network Communications, Inc., RICHARDSON
Futurewei Technologies US R&D Center, BRIDGEWATER
Globalstar, Inc., MILPITAS
Globecomm Network Services Corporation, HAUPPAUGE
Google Fiber, MOUNTAIN VIEW
Google Inc., MOUNTAIN VIEW
Hudson Institute, Washington
IBM, POUGHKEEPSIE
Infinera Corporation, SUNNYVALE
Inphi Corporation, SANTA CLARA
Intel Corporation, SANTA CLARA
Intelsat US LLC,
InterDigital Communications, Inc., CONSHOHOCKEN
Iridium Satellite LLC., MCLEAN
ITRI International Inc., SAN JOSE
Juniper Networks, SUNNYVALE
Keysight Technologies, SANTA ROSA
Kratos Communications, ALEXANDRIA
Ligado NETWORKS LLC, RESTON
Limitless Mobile, LLC, HARRISBURG
Lockheed Martin Corporation (LMC), ARLINGTON
Loon LLC, MOUNTAIN VIEW
Lumentum, MILPITAS
MasterCard Worldwide, NEW YORK, PURCHASE
Maxlinear Inc, CARLSBAD
MediaTek Inc., SAN JOSE
Metanoia Technologies, Inc., REDWOOD CITY
Microsemi Corporation, SAN JOSE
Microsoft Corporation, REDMOND
Motorola Mobility LLC, CHICAGO
Motorola Solutions Inc., WASHINGTON
Navajo Nation Telecommunication Regulatory Commission, WINDOW ROCK
Netflix Inc., LOS GATOS
NeuStar Inc., STERLING
NICE InContact, SALT LAKE CITY
Nokia USA, MURRAY HILL
nVent Electric, SOLON
OFS Fitel, LLC, SOMERSET
Omnispace, LLC, TYSONS
Ookla, SEATTLE
Oration Technologies, Inc., OMAHA
Ossia Inc., BELLEVUE
Perspecta Labs Inc., RED BANK
Plantronics, Inc., SANTA CRUZ
Private Internet Access, LOS ANGELES
Qualcomm, Inc., SAN DIEGO
Quantum Xchange, Bethesda
Qulsar, Inc., SAN JOSE
Raytheon Company, EL SEGUNDO
Satcom Direct Inc, MELBOURNE
Silicon Laboratories, Inc., AUSTIN
Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX), Washington D.C.
Space Systems Loral, PALO ALTO, CA
Sprint Corporation, OVERLAND PARK
Subcom, LLC, EATONTOWN
Swarm Technologies, Inc., PALO ALTO
Symantec Corporation, MOUNTAIN VIEW
Syniverse Technologies, LLC, TAMPA
TCI International, Inc., FREMONT
Tektronix, Inc., BEAVERTON
Telecommunications Management Grp Inc, ARLINGTON
Florida Atlantic University, Boca Raton
Gallaudet University, WASHINGTON D.C.
George Mason University, FAIRFAX
Georgia Institute of Technology, ATLANTA
Johns Hopkins University Applied Physics Laboratories, LAUREL
University of New Hampshire Interoperability Laboratory, DURHAM

Индия в МСЭ

Ministry of Communications, NEW DELHI
Bharat Sanchar Nigam Ltd. (BSNL), NEW DELHI
Bharti Airtel Limited, GURGAON
Cellular Operators Association of India (COAI), NEW DELHI
Konkan Railway Corporation Ltd., NAVI MUMBAI
Plintron Global Technology Solutions Private Limited, CHENNAI
Sterlite Optical Technologies Ltd, AURANGABAD
Telecom Disputes Settlement & Appellate Tribunal (TDSAT), CHANAKYAPURI, NEW DELHI
Telecom Regulatory Authority of India (TRAI), NEW DELHI
Telecommunications Standards Development Society, India (TSDSI), GURGAON
Amity Institute of Telecom Engineering & Management, Amity University, NOIDA
Center for Study of Science, Technology and Policy, BANGALORE
Centre for Tech. & Innovation Management National Inst. of Industrial Engineering, MUMBAI
HMR Institute of Technology & Management, NEW DELHI
Indian Council for Research on Int’l Economic Relations (ICRIER), NEW DELHI
Indian Institute of Science, Bangalore
MIT World Peace University, PUNE
National Institute of Public Finance and Policy, NEW DELHI
National Law University Delhi, NEW DELHI
Telecom Centres of Excellence (TCOE) India, NEW DELHI

Приведем ряд конкретных примера, иллюстрирующих нынешний уровень взаимодействия РФ с МСЭ.

1. Глобальный симпозиум для регуляторных органов, состоявшийся в Женеве. 9−12 июля 2018 г. РФ — 2 делегата, Китай — 9 делегатов, США — 40 делегатов.

2. Подготовительное собрание к Всемирной конференции радиосвязи, состоявшееся в Женеве 18−28 февраля 2019 г. РФ — 52 делегата (минимум 10 из НИИР), Китай — 69 делегатов

3. Собрания Исследовательских комиссий (ИК) Сектора развития электросвязи МСЭ, состоявшиеся в Женеве 18 — 29 марта 2019 г. ИК 1 Благоприятная среда для развития электросвязи/ИКТ: РФ — 2 делегата (НИИР), Китай — 17 делегатов

ИК 2 Использование услуг и приложений ИКТ в целях содействия устойчивому развитию: РФ — 3 делегата (2-НИИР, 1-МАС), Китай — 14 делегатов

4. В рамках мероприятий «Калейдоскоп» — инициативы МСЭ, направленной на расширение сотрудничества с академическими организациями и научно-исследовательскими учреждениями, 4 — 6 декабря 2019 года в Технологическом университете Джорджии, Атланта, США, запланировано проведение одиннадцатой конференции на тему «ИКТ в здравоохранении: сети, стандарты и инновации» в серии перспективных научных конференций, цель которых заключается в определении возникающих тенденций в области электросвязи/ИКТ и, в частности, сфер, где необходимы международные стандарты для поддержки здорового развития информационного общества.

Руководящий комитет включает представителей США, Германии, Японии и Китая. Технический программный комитет включает представителей 25 стран, а именно: Австрия, Болгария, Бразилия, Германия, Греция, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Соединенное Королевство, США, Тайланд, Франция, Чили, Швейцария, Эстония, ЮАР, Южная Корея и Япония. РФ отсутствует.

Роль МСЭ

При этом важно подчеркнуть, что деятельность МСЭ влияет на развитие не только отрасли электросвязи/ИКТ, но и оказывает воздействие на развитие общей инфраструктуры социально-экономической жизни и экономику страны. Работа МСЭ показывает, как отрасль и правительства эффективно сотрудничают для достижения общих целей, включая масштабирование технологий с целью соединения все большего числа людей и преодоления цифрового разрыва.

Признавая открытость для всех в качестве одной из универсальных ценностей, МСЭ стремится обеспечить, чтобы преимуществамиэлектросвязи/ИКТ мог пользоваться каждый равноправным образом, включая развивающиеся страны, лиц с особыми потребностями, маргинализированные и уязвимые группы населения, в том числе молодежь, коренные народы, люди пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями, люди с различными уровнями дохода, население сельских и отдаленных районов. Открытость для всех имеет двоякое значение: каждый получает пользу от работы МСЭ и каждый может в ней участвовать. Инновации являются одним из важнейших элементов развития инфраструктуры общества.

С целью анализа путей повышения эффективности участия РФ в деятельности МСЭ и содействия развитию партнерства и взаимодействия по линии МСЭ МАС провела ряд консультаций по состоянию данного вопроса в Государствах-Членах МСЭ и с ведущими сотрудниками МСЭ. Так, с целью более детального обсуждения данной тематике по приглашению МАС в РФ находилась директор департамента партнерства и членства МСЭ д-р Е. Ким (Республика Корея), которая в процессе переговоров подтвердила актуальность намерений МАС поиска решения для повышения эффективности инновационной деятельности и подготовки международных стандартов с учетом национальных производителей и провайдеров и успешной своевременной адаптации рынка с учетом научно-технического прогресса, на основе координации на национальном уровне участия частного сектора РФ в работе МСЭ, отметив при этом богатый опыт в такой координации, накопленный такими странами как Япония, США, Аргентина и Республика Корея, где созданы и успешно функционируют национальные ассоциации по сотрудничеству с МСЭ. Вопросы повышения эффективности участия государств в деятельности МСЭ также обсуждались членами МАС в период проведения ПК-18 МСЭ в Дубае, состоялись переговоры президента МАС А. Оситис с Генеральным секретарем МСЭ академиком МАС Х. Чжао, с вновь избранным директором БРЭ МСЭ Д. Богдан, а также с рядом делегаций.

На заседаниях президиума МАС вносились и поддерживались предложенияо выступлении с инициативой о создании в РФ на платформе МАС Российской ассоциации по взаимодействию с МСЭ (РАМСЭ) и о проведении в этой связи в качестве первого шага Круглого стола с приглашением представителей отраслевых ведомств и заинтересованных организаций для обсуждения данной инициативы, формирования оргкомитета и секретариата, а также подготовки учредительной конференции РАМСЭ. Предполагалось, что в полной мере будут учтены как уникальный опыт взаимодействия с МСЭ, накопленный ГКРЧ (А. Бадалов) и ГКЭС (Ю. Толмачев) во времена СССР, так и деятельность в этом направлении Минкомсвязи и НИИР. Академики МАС подчеркивали, что велением времени является поиск путей оказания дальнейшегосодействия укрепления платформы сотрудничества с МСЭ в отрасли электросвязи/ИКТ и среди деловых партнеров, работа РАМСЭ будет содействовать реализации решений ПКЦР и позволит быть в курсе тенденций в области новых технологий. Данная стратегическая инициатива затрагивалась в беседе членов МАС с министром К. Носковым на ПК-18 МСЭ осенью 2018 г.

Достижению поставленной цели содействует принятая на ПК-18 МСЭ Резолюция 159 (Пересм. Дубай, 2018 г.), в которой постулируются принятые в данном направлении решения, а именно, допускать академические организации к участию в работе Союза в соответствии с положениями настоящей Резолюции, без необходимости вносить какие-либо поправки в Статьи 2 и 3 Устава МСЭ и в Статью 19 Конвенции МСЭ или в какое-либо другое положение Конвенции; установить размер финансового взноса для участия в работе Союза на уровне 1/16 от размера единицы взноса на покрытие расходов Союза для Членов Секторов в случае организаций из развитых стран и 1/32 от размера единицы взноса для Членов Секторов в случае организаций из развивающихся стран, и применять этот уровень финансового взноса к академическим организациям, которые уже участвуют в работе Союза, а также к тем из них, которые будут присоединяться к ней в будущем; что уплата финансового взноса этого уровнянаделяет академические организации правом принимать участие в работе всех трех Секторов, в том числе их консультативных групп.

В Резолюции также говорится, что академические организации будут также приглашаться к участию в других глобальных и региональных конференциях, семинарах-практикумах и мероприятиях Союза, за исключением полномочных конференций, всемирных конференций радиосвязи, всемирных конференций по международной электросвязи и Совета МСЭ, в соответствии с правилами процедуры соответствующих Секторов и с учетом итогов рассмотрения, осуществляемого в соответствии с Резолюцией 187 (Пусан, 2014 г.) ;что академические организации не должны участвовать в процессе принятия решений, включая принятие резолюций или рекомендаций, независимо от процедуры их утверждения; что академическим организациям разрешается участвовать, вносить предложения и выступать дистанционно, в зависимости от случая, в соответствии с положениями Резолюции 167 (Пересм. Пусан, 2014 г.) Полномочной конференции об укреплении потенциала МСЭ для проведения электронных собраний и обеспечении средств для продвижения работы Союза; что представитель академической организации может исполнять обязанности Докладчика, заместителя или помощника Докладчика согласно установленным правилам процедуры соответствующих Секторов; что заявки на такое участие академических организаций принимаются только при наличии поддержки Государств — Членов Союза, к которым относятся эти организации, при условии что такой порядок не является альтернативным вариантом для тех организаций, которые в настоящее время числятся в Союзе в качестве Членов Секторов или Ассоциированных членов.

Также расширению участия в деятельности МСЭ содействует вновь принятая на ПК-18 Резолюция Поощрение участия малых и средних предприятий в работе Союза, в которой, в том числе, говорится, что следует поощрять участие МСП в работе Секторов Союза в качестве Ассоциированных членов путем введения пониженных размеров взносов для таких организаций в соответствии с положениями настоящей Резолюции с дифференцированными уровнями финансовых взносов на испытательный срок до следующей Полномочной конференции; установить размер финансового взноса для участия в работе каждого Сектора Союза на уровне 1/16 от размера единицы взноса на покрытие расходов Союза для Членов Секторов в случае МСП из развитых стран и 1/32 от размера единицы взноса для Членов Секторов в случае МСП из развивающихся стран при условии постоянного рассмотрения Советом;что заявки на такое участие должны приниматься только при наличии поддержки Государств — Членов Союза, к которым относятся эти организации, и подтверждения, что заявитель является МСП в соответствии с определением страны, и что, если такая организация утверждается соответствующим Государством-Членом как отвечающая национальным критериям, предъявляемым к МСП, для того чтобы иметь право на пониженный размер взносов для МСП, она должна также иметь штат, не превышающий по численности 250 сотрудников, а также годовой доход ниже максимума, установленного Советом.

Инициатива о создании Российскойассоциации по взаимодействию с МСЭ (РАМСЭ) требует скорейшего решения с учетом положительного опыта других стран, о чем говорится ниже.

В свете Резолюции 169 ПК МСЭ на одной из последних сессий Совета МСЭ была с большим интересом заслушана презентация представителя Аргентины о работе Секретариата Аргентины по вопросам связи (Secom) в плане реализации проекта «Оказание поддержки интеграции университетов Аргентины в деятельность МСЭ», реализуемого в рамках соглашения о техническом сотрудничестве с МСЭ. Задача этого проекта заключается в том, чтобы формировать специализированный потенциал высокого уровня в области электросвязи и ИКТ, и с этой целью к участию были приглашены все национальные университеты, а также другие заинтересованные ассоциированные научно-исследовательские институты, работающие в областях, имеющих отношение к деятельности МСЭ, таких как проектирование электронной техники, инженерно-промышленное конструирование, информатика, медицина, право, экономические науки и т. п., чтобы внести вклад в развитие электросвязи/ИКТ по всему спектру приложений в различных специализированных областях работы соответствующих учреждений.

В настоящее время это порядка 20 организаций, среди них Центр испытаний высокой технологии (CEATSA), Национальный институт промышленной технологии (INTI), Национальный университет им. Артуро Хауретче, Университет Буэнос-Айреса, Национальный технологический университет и др.

Следует подчеркнуть, что этот проект в Аргентине проводится в рамках широкой инициативы, касающейся государственной политики в области образования. В 2014 году бюджет, выделяемый для обеспечения университетского образования, превысил 1% (при бюджете на образование в 6,5% ВВП) в знак признания того, что университетское образование является движущей силой социальной мобильности по вертикали, в результате в проекте заложено финансирование ежегодных взносов за присоединение, а также предусматривается участие в работе собраний ИК и групп докладчиков при рассмотрении тем, которые они определяют как представляющие интерес и/или актуальный характер для их учебной программы.

Аргентина считает, что взаимодействие с МСЭ позволяет направлять университеты на удовлетворение более конкретных национальных и региональных требований, особенно касающихся секторов производства и занятости, социально-экономических организаций, органов местной власти, а также малых и средних предприятий. Исходя из этой цели, предлагаемый проект направлен на установление более тесных связей с МСЭ, обеспечивая не только более широкое участие Аргентины в международной деятельности, но и подготовку большего количества людских ресурсов и лучшего качества, специализирующихся на проблемах электросвязи/ИКТ и обладающих знаниями, которые оказывают позитивное воздействие на развитие страны. Для того чтобы добиться этой главной цели и привлечь больше учреждений, Secom и взял на себя роль координатора участия академических организаций и научно-исследовательских учреждений в деятельности МСЭ с учетом их соответствующих областей исследований.

На представленном примере Аргентины видно, что подобного рода координация позволяет изучать больше предметов, представляющих научный и прикладной интерес, и принимать более активное участие в работе собраний, семинаров-практикумов и семинаров, обеспечивающих знания из первых рук и позволяющих участвовать в обсуждениях на международном уровне, которые способствуют созданию потенциала национальных людских ресурсов. Использование опыта Аргентины будет способствовать формированию эффекта синергии и оптимизации использования ресурсов в стремлении к дальнейшему расширению международного присутствия и национальному развитию.

В Японии Ассоциация по взаимодействию с МСЭ (The ITU Association of Japan — ITU-AJ) была создана в 1971 году, а четыре японские компании уже более 50 лет являются Членами Секторов МСЭ (всего в работе МСЭ принимают участие 39 компаний Японии). Ее цель — координация деятельности в секторах электросвязи и вещания на международном уровне. На регулярной основе ITU-AJ проводит собрания групп и комиссий по базовым направлениям деятельности МСЭ — стандартизация электросвязи, радиосвязь и цифровые возможности, а также организует семинары для молодых специалистов и новых участников международных конференций и собраний для мозгового штурма, повышения профессионального и языкового уровня. ITU-AJсодействует в реализации учебных программ, разрабатываемых Японским агенством по международному сотрудничеству (theJapanInternationalCooperationAgency) и Азиатско-Тихоокеанским союзом электросвязи.

С целью распространения информации о деятельности МСЭ среди своих компаний — членов ITU-AJ осуществляет отбор такой информации как результат различных собраний МСЭ и издает ежеквартально журнал NewBreeze, а также систематически проводит семинары. В состав редколлегии журнала входят представители Министерства внутренних дел и связи, Ассоциации радиопромышленности и бизнеса, Ассоциации Японии по продукции связи, Корпорации радиовещания, Национального института информационных и коммуникационных технологий, Японской ассоциацией коммерческих радиовещателей, Комитета по технологиям электросвязи, таких компаний как Fujitsu, Hitachi, KDDI, Mitsubishi, NEC, NTTC, OKI, PanasonicMobileCommunication, Softbankmobile, Sony и Toshiba.

Ассоциация технологий электросвязи Республики Корея (Telecommunications Technology Association — ТТА) создана в 1988 году по инициативе организаций частного сектора с целью разработки стандартов в области электросвязи/ИКТ, тестирования, сертификации и аутентификации услуг с учетом новых достижений в области ИКТ, для координации сотрудничества с МСЭ. ТТА является лидирующей ассоциацией по стандартизации Кореи, осуществляет сбор, анализ, исследования и распространение различной информации по инновационным национальным и иностранным технологиям в области электросвязи и сотрудничает с ведущими международными организациями стандартизации, включая МСЭ, ETSI, T1, TTC, ARIB, TSACC и ACIF, а также создает инфраструктуру стандартизации в областистандартизации ИКТ. К настоящему времени ТТА разработала порядка 6000 рекомендаций и технических отчетов. ТТА подписала меморандумы о взаимопонимании и соглашения с ведущими организациями по тестированию.

Так, поддержка развития ИКТ началась в 1990 годыв период первоначального подъема интернета. Было создано Корейское агентство по вопросам цифровых возможностей и распространения (KADO), в задачи которого входило расширение доступа к интернету и проведение занятий по повышению цифровой грамотности для подготовкинаселения к распространению интернета. Являясь мировым лидером по инвестициям в развитие технологий будущего, Республика Корея начала подготовку к четвертой промышленной революции, для которой будут характерны технологии «умных» городов и услуги беспроводной связи последующих поколений.

Следует напомнить, что в момент своего основания в середине 1950-х годов Республика Корея была одной из наиболее экономически отсталых стран мира. Но осуществлявшиеся правительством на протяжении нескольких десятилетий мероприятия и инвестиции в современные технологии превратили эту страну в одно из наиболее развитых государств в своем регионе. В Корее инвестируются значительные средства в инновации следующего поколения, а на научные исследования и разработки выделяются суммы, составляющие почти 5% ВВП.

Более того, создание Ассоциации содействовало тому, что Корея стала мировым лидером в области электросвязи/ИКТ и по показателям проникновения интернета: доступ в интернет имеет практически каждое домохозяйство. В стране располагаются такие ведущие мировые компании — производители электроники и ИКТ как Samsung, LG, SK и KT, экономический рост Кореи достигается за счет использования цифровых технологий. Скорость интернета в Корее — одна из самых высоких в мире. Корея стремится стать первой в мире страной, имеющей действующие сети связи 5G. Как известно, Республика Корея принимала ПК-14, ее представители занимают высокие посты в МСЭ, включая пост директора БСЭ.

Ассоциация США по работе с МСЭ (The United States ITU Association — USITUA), близкая по формату к Американской ассоциации содействмя ООН (ААСООН), является добровольной некоммерческой организацией частного сектора для обсуждения вопросов и выработки позиций и предложений по вопросам деятельности МСЭ. Миссия USITUA заключается в формировании на консенсунсной основе мнений частного сектора с целью максимизации общей выгоды для соответствующей отрасли США и получения государственной поддержки этих мнений благодаря эффективной координации и взаимодействия между отраслью и правительством США. USITUA предоставляет американскому бизнесу возможность быть вовлеченным в эти процессы, повышает конкурентоспособность и содействует более эффективному и конструктивному участию США в деятельности МСЭ. Опыт и ресурсы частного сектора и политический потенциал правительства, эта совместная деятельность с 2003 года, позволяют наилучшим образом достичь цели США в МСЭ, членами МСЭ являются 124 национальные организации, что иллюстрируется избранием на ПК-18 представителя этой страны на руководящий пост директора БРЭ. Членами USITUA могут быть граждане страны, американские компании и другие неправительственные организации, работающие в США и вовлеченные в работу по содействию интересам США в рамках деятельности МСЭ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

МСЭ является специализированным учреждением ООН в области электросвязи/ИКТ. Учитывая значимость и высокую роль МСЭ в решении задач, указанных выше, логично, как и в случае с ООН, иметь соответствующую национальную Ассоциацию.

Напомним, что с момента своего создания в 1956 году Российская ассоциация cодействия ООН (РАС ООН) провозгласила целью своей деятельности поддержку ООН, а это, как определено в ее Уставе, прежде всего поддержание мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоуправления народов, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. РАС ООН включает в себя более сорока коллективных членов, среди которых учреждения Академии наук России, разнообразные учебные заведения и ряд неправительственных общественных объединений. Председателем РАС ООН является академик РАН, ректор МГИМО А. Торкунов

РАС ООН активно участвовует в масштабных международных мероприятиях и проектах. Так, в 1991—1992 годах в ходе подготовки к Саммиту Земли в Рио-де-Жанейро в мире было проведено двенадцать крупных межнациональных конференций — слушаний по проблемам окружающей среды и устойчивого развития, путям их решения в конкретном регионе. Одну из таких организовала РАС ООН и провела в Москве. А на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году нами был представлен проект по устойчивому развитию Байкальского региона, который РАС ООН реализует с Правительством Республики Бурятии при участии специализированных учреждений ООН.

Рубрики и ключевые слова