Краеугольный камень цифровой экономики

С момента утверждения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» прошло уже почти полтора года, а поставленные в ней цели предстоит достигнуть в 2024 году, т.е. времени осталось немного. Из пяти базовых направлений этой программы для отрасли связи главным является одно – «информационная инфраструктура».

АДЭ Лого«Состояние и перспективы развития российской ИКТ-инфраструктуры» — основная тема традиционной XVIII ежегодной конференции «Ассоциации документальной электросвязи». Напомним, что вышеупомянутая программа определила пять базовых направлений развития российской цифровой экономики — нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Как видим, информационная инфраструктура стоит в этом списке на четвертом месте. Однако у специалистов нет никаких сомнений в реальной роли инфраструктуры в цифровой экономике.

Как подчеркнул директор департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи РФ Игорь Семенихин, без должного развития инфраструктуры нормальной цифровой трансформации не получится и проблем в этой сфере еще немало. Один из шести федеральных проектов, включенных в программу «Цифровая экономика», так и называется — «Информационная инфраструктура». В рамках этого проекта предстоит решить четыре главных задачи: создать генеральную схему развития сетей связи и инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных; устранить цифровое неравенство; присоединить Чукотский автономный округ к Единой сети электросвязи РФ; внедрить в стране технологии связи 5G/IMT-2020.

Подключение Чукотки к «материку» не случайно названо в числе основных задач: решение этой проблемы требует совместных усилий Минкомсвязи и Минэнерго. Проблемой устранения цифрового неравенства в РФ занимаются уже не первый год, однако размер населенных пунктов, до которых планируется дотянуть ВОЛС, уменьшается в каждом очередном постановлении правительства, поэтому работы еще предстоит немало: к уже проложенным 49 тыс. км ВОЛС к 2024 г. нужно добавить еще 146 тыс. км и дать широкополосный доступ в интернет жителям еще почти 14 тыс. населенных пунктов. В итоге, по словам И. Семенихина, к 2024 г. программа позволит довести долю домохозяйств, имеющих ШПД, до 97%. В ближайшие два года предстоит подключить к интернету все медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, все государственные и муниципальные общеобразовательные организации (т.е. прошедшие несколько лет назад программы информатизации школ и медицины так и не решили всех своих задач), органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды, пожарные части, пожарные посты, участковые пункты полиции и подразделения Росгвардии в малочисленных населенных пунктах. Кроме того, в 2019—2020 гг. предстоит создать сети беспроводной связи для социально значимых объектов. В более отдаленной перспективе (но до 2024 г.) должна быть создана глобальная многофункциональная инфокоммуникационная спутниковая система связи (в том числе группировка космических аппаратов на высоких эллиптических орбитах) и построены узкополосные беспроводные сети связи интернета вещей, а также, наконец-то, должно быть обеспечено сетевое покрытие федеральных автомобильных дорог.

Россия сейчас находится в мировых лидерах фактически только по одному показателю развития телеком-инфраструктуры — по ценам на мобильный интернет-доступ (входим в Тор5), но по остальным сильно отстает. Например, доля РФ в мировом объеме услуг по хранению и обработке данных сейчас не превышает 0,4%. Федеральный проект «Информационная инфраструктура» предполагает увеличить ее более чем в 10 раз и довести до 5%. И делать это планируется исключительно с опорой на собственные силы, причем в проекте, представленном Минкомсвязи, фигурируют как «мирные» формулировки («создать дополнительные механизмы стимулирования инвестиционной активности операторов для развития сетей связи на основе передовых технологий»), так и «военизированные» («мобилизовать возможности отечественной промышленности по производству оборудования для обеспечения мероприятий по созданию и построению информационной инфраструктуры»). Т. е. планируется принять такие нормативные акты, которые потребуют использования продуктов отечественных производителей не только от государственных, но и от бизнес-заказчиков.

Правда, как посетовал заместитель директора НИИ «Восход» Андрей Бугаенко, квалификация нынешних заказчиков зачастую оставляет желать лучшего: подчас они не могут даже сформулировать, какие продукты и сервисы им нужны, не говоря уже об их характеристиках, а без внятных требований к инфраструктуре государству придется строить ее по принципу «anytime, anywhere», т. е. любое количество любых услуг в любой точке страны. Но затраты на построение такой инфраструктуры не потянет даже самая богатая страна мира.

Впрочем, государственным заказчикам в ходе реализации программы «Цифровая экономика» не придется ломать голову над выбором «железа» и программного обеспечения, поскольку хранение и обработку информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления, планируется обеспечить в единой государственной облачной платформе по сервисной модели, а в проект «Информационная инфраструктура» внесен пункт о проведении соответствующих работ по разъяснению бизнесу и госорганам таких понятий, как облака и облачные сервисы.

Евгения Волынкина

Рубрики и ключевые слова