Характер образования в области ИКТ: состояние, недостатки, пути решения проблем

Предложения по вопросам образования и основные позиции по модернизации экономического образования и подготовки специалистов в области ИКТ от преподавателей МТУСИ.

Авторы:
Татьяна Кузовкова, декан ФЭУ МТУСИ
Татьяна Салютина, заведующая кафедрой ЭС МТУСИ

Анализ потребностей предприятий отрасли связи и массовых коммуникаций, а также сферы ИКТ показывает:

во-первых, существует неудовлетворенный спрос на рынке труда специалистов в области экономики и менеджмента, обладающих помимо общих знаний, необходимыми компетенциями прикладной профессиональной деятельности в специфичной сфере инфокоммуникационного сектора экономики нашей страны. Годовой выпуск вузами связи (МТУСИ, СибГУТИ, СПбГУТ) по очной форме обучения бакалавров и магистров по направлению «Экономика и управление» в количестве 200−300 человек по РФ явно не восполняет необходимый для обновления резерв трудовых ресурсов операторов связи (при среднесписочной численности работников инфокоммуникационного сектора в 2015 году 520 тыс. чел., среднем % работников пенсионного возраста — 8%, половине из них выбывающих на пенсию, и 12% доле экономистов и менеджеров резерв должен составлять 2 600 чел.), который не реализуется даже с учетом заочной формы обучения;

во-вторых, специфика формирования экономических и финансовых результатов деятельности операторов связи (число которых превышает 4300 ед.) с сетевым характером производства и множеством участников рынка, возможностью отложенного платежа за реализацию услуг, соответствующей значительной дебиторской задолженностью и рисками, а также уникальностью производственных ресурсов, которые применяются только в инфокоммуникациях — радиочастотный ресурс, ресурс нумерации, предопределяет особые методы и прикладные инструменты экономики и управления;

в-третьих, значимое для национальной экономики место инновационной высокотехнологичной динамично развивающей отрасли инфокоммуникаций, являющейся инфраструктурой создаваемого информационного общества, диктует необходимость формирования идентичных по выходному уровню образования трудовых ресурсов, соответствующему комплексу компетенций в области инфокоммуникационных сетей связи (открытых), программирования, применения ИКТ и инновационных бизнес-моделей, что предопределяет важную роль экономико-управленческого образования;

в-четвертых, многолетние факты практически полного трудоустройства выпускников по направлениям Экономика и Менеджмент в организациях связи и инфокоммуникационных компаниях, с которыми имеются тесные связи по научно-исследовательской, учебной деятельности и организации производственной практики, так и банковском секторе и других отраслях экономики;

в-пятых, отсутствие контрольных цифр приема за счет средств федерального бюджета по направлениям Экономика и Менеджмент ведет к поступлению в наши вузы выпускников с низкими результатами ЕГЭ и низкой мотивацией к выполнению инновационных экономических и управленческих задач социально-экономического развития инфокоммуникационной инфраструктуры нашей страны. Возникает реальная опасность разрушения целостности подготовки не только экономических, но и технических специалистов, для которых крайне важна подготовка в областях экономики и менеджмента, в МТУСИ, СибГУТИ, ПГУТИ и СПбГУТ, вследствие выпадения высококачественных кадров профессорско-преподавательского состава с большим опытом и потенциалом подготовки магистров, аспирантов, кандидатов и докторов экономических наук, выпускников программ MBA и DBA;

в-шестых, в условиях высокой скорости внедрения новых технологий и стандартов связи и информационных технологий во всех компонентах отрасли инфокоммуникаций (связь, информационные технологии, массовые коммуникации) операторы предъявляют требования к таким компетенциям, которых нет во ФГОС ВО, а именно: комплексное обладание знаниями, умениями и навыками по новым методам и способам создания и функционирования программно-конфигурируемых сетей, виртуальных сетей, баз данных и бизнеса. Для управления открытыми сетями и глубокого применения ИКТ на основе образовательная деятельность в вузах связи должна сочетать техническую и экономическую подготовку, формирование знаний и навыков использования современных инфокоммуникационных технологий во всех сферах деятельности, что обеспечит высокую конкурентоспособность выпускников в условиях электронизации и виртуализации рынка и информатизации общества.

Предложения по вопросам образования в отрасли связи и массовых коммуникаций и формированию инфокоммуникационного кадрового обеспечения информационного общества

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013−2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 содержит подпрограмму «Развитие профессионального образования», целью которой является «существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую модернизацию РФ и повышение глобальной конкурентоспособности экономики страны». Данная программа, в первую очередь направлена на реализацию концепции подготовки высококвалифицированных специалистов в ОПК и стратегически значимых отраслях экономики.

В полной мере можно отнести к стратегически значимой отрасли — отрасль ИКТ, которая характеризуется инновационными, высокотехнологичными и интеллектуальными производственными процессами.

В целях реализации Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013−2020 годы, подпрограммы «Развитие профессионального образования» приказом Министерства образования и науки РФ принято решения о реализации ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016—2020 годах», в которой обозначены следующие основные приоритеты в системе профессионального образования:

  • необходимость создания системы высшего профессионального образования ОП бакалавриата, магистратуры и аспирантуры на основе «внедрения адаптивной системы практико-ориентированного развития компетенций студентов»
  • доминирование «учебных дисциплин (модулей), направленных на формирование конкретных компетенций, востребованных в организациях», поскольку «не в полной мере подготовка специалистов отвечает потребностям инновационного развития высокотехнологичных отраслей»

Данная программа, в первую очередь, касается подготовки «высококвалифицированных кадров инженерно-технического профиля», но значимость экономического отраслевого образования существенная в решении задач обозначенных в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013−2020 годы, подпрограмма «Развитие профессионального образования». В ведомственной целевой программе «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016—2020 годах» подчеркивается, что «с учетом интенсивного технического перевооружения организаций, перехода предприятий на новое оборудование, технологии производства и механизмы организации и управления производственными процессами возникает острая необходимость в высококвалифицированных кадрах и соответствующем профессорско-преподавательском составе».

Поэтому, в полной мере, все данные позиции можно отнести и к системе экономического образования в отрасли ИКТ. Специалисты экономических направлений подготовки, понимая специфику отрасли ИКТ, обладают знаниями, умениями и компетенциями принятия эффективных экономических решений в сфере ИКТ (инфокоммуникаций).

Основные позиции по модернизации экономического образования и подготовки специалистов в области ИКТ

  1. Необходимость сохранения и развития системы отраслевого экономического образования (согласно основным положениям Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013−2020 годы и ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016—2020 годах»).
  2. Существующие ФГОС ВО содержат единые оценки качества образования, которые не в полной мере отражают специфику отраслевой экономики (особенно в части ОПК и ПК), отсюда возникает «существенное расхождение между содержанием ОП и набором компетенций, необходимых выпускнику на рабочем месте» (ведомственная целевая программа «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016—2020 годах»).
  3. Необходима модернизация экономического отраслевого образования в направлении «разработки механизмов индивидуализации подготовки, учитывая запросы организаций отрасли» (ведомственная целевая программа «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016—2020 годах»).
  4. Дальнейшее привлечение ведущих специалистов отрасли в учебный процесс подготовки специалистов (мастер-классы, практики, семинары).
  5. Формирование пакета интегральных (комплексных) компетенций по образовательным программам вузов связи с учетом требований операторов и организаций инфокоммуникационного сектора национальной экономики.
  6. «Обучение профессорско-преподавательского состава в ведомственных организациях в форме стажировки», что способствует «получению актуальных компетенций, соответствующих запросам организаций отрасли» (ведомственная целевая программа «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016—2020 годах»).
  7. Разработка предложений по открытию новых направлений подготовки специалистов в области массмедиа и СМИ.
Рубрики и ключевые слова
slot slot gacor link slot gacor slot777 slot gacor slot gacor slot slot88 slot online bet88 judi bola bet88 https://ppid.idu.ac.id/produk/sepuh77/ https://journalng.uwks.ac.id/file/trend/ https://2021.kinerja.ekon.go.id/halal/bet88 https://pariwisata.darmajaya.ac.id/wp-content/themes/ http://bpbd.karangasemkab.go.id/amp/ bet88 bet88 bet88