Две страны — одно дело: Россия и Китай против монополии на Интернет

В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся VII Международный форум безопасного Интернета, организованный Лигой безопасного Интернета.

РОССВЯЗЬ 27.04

Особенность ФБИ-2016 в том, что в это мероприятие был интегрирован Первый Российско-Китайский форум по вопросам развития и безопасности ИКТ. Его проведение предусмотрено соглашением о сотрудничестве, заключенным между Лигой безопасного Интернета и китайским Обществом информационной безопасности. Ключевые спикеры — помощник президента России Игорь Щёголев и глава Канцелярии руководящей группы ЦК КПК по информатизации и сетевой безопасности Лу Вэй — были едины в том, что в настоящее время Интернет монополизирован вне рамок международного права. Сотрудничество двух стран направлено на то, чтобы изменить правила игры.

Выступавшие на форуме демонстрировали близость позиций двух государств в том плане, что основой международных правовых норм управления Всемирной сетью должны стать принципы, утвержденные ООН и реализуемые Международным союзом электросвязи. В то же время цифровое пространство должно быть суверенным — в частности, регулировать обработку персональных данных -это прерогатива каждого государства, которое обязано защищать права личности в информационном пространстве. Иначе трудно бороться с киберпреступностью.

Однако как регулировать интернет-пространство с международных позиций, если до сих пор нет законодательно утвержденного определения, что такое «преступление в Интернете»?.. Этим вопросом в начале своего доклада задалась г-жа Ели Хао, старший научный сотрудник Консультативного совета по государственной информатизации (КНР). И таких проблем, требующих законодательного решения, много. Называя США монополистом в сфере регулирования интернет-пространства, так как корни всех институтов регулирования оттуда (Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами ICANN была создана в 1998 году при участии правительства США), г-жа Ели Хао настаивает на необходимости принятия в первую очередь концепции совместного управления Интернетом с учетом законодательных актов ООН.

Наряду с моделью управления Сетью, основанной на активном участии национальных правительств, сегодня продвигаются многостороннее управление (мультистейкхолдеризм), управление, построенное на международной дипломатии, и др. Интернет должен оставаться открытым международным пространством, в котором права каждого равным образом защищены — этот принцип Европейский Союз утверждает, в частности, принятием закона о забвении.

Интернет, отметил член Китайской академии инженерных наук (КНР) Биньсин Фан, это люди и инфраструктура, от надежности и работоспособности которой зависит устойчивость сетей связи. Национальную инфраструктуру Интернета, подчеркнул руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий, надо защищать. Стремительное проникновение ИКТ во все сферы повседневной деятельности человека несет в себе множество угроз. Уровень киберпреступности растет.

Несанкционированный доступ к информационным ресурсам, нелегальное использования ИКТ-инфраструктуры, вредоносное программное обеспечение, промышленный шпионаж, угроза цифровой личности, увеличение количества сложных и недостаточно защищенных пользовательских устройств — это лишь малый перечень угроз информационного характера. Масштаб возникающих угроз носит глобальный характер, поэтому крайне важным в сложившихся условиях становится объединение мирового сообщества для решения общих проблем.

Олег Духовницкий сделал акцент на том, что безопасность использования ИКТ требует подтверждения соответствия качества оборудования нормативно установленным требованиям, и это входит в сферу ответственности Россвязи. Декларирование и сертификация средств связи распространяются не только на сетевое оборудование, значительная доля которого поставляется в Россию китайскими компаниями и к которому претензий по сертификации обычно не возникает, но и на абонентские терминалы. Однако довольно часто устройства попадают к потребителям по «серым схемам», а значит, могут нести в себе незадекларированные возможности. Особенно опасно, если такой телефон попадает в руки ребенка.

В 2015 году Россвязь провела мониторинг рынка абонентских терминалов подвижной радиотелефонной связи. Информация о не прошедших установленную законодательством процедуру декларирования, была направлена в Роспотребнадзор и Генеральную прокуратуру РФ для принятия мер реагирования.

Широкое распространение мобильных устройств требует формирования единых правил использования мобильных операционных систем, считает руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Сегмент мобильного Интернета сегодня требует специального регулирования — к мобильным приложениям надо предъявлять такие же критерии, как к сайтам. Тем более что пользователи оставляют в сети столько сведений о себе, что риск бесконтрольного распространения информации очень высок. Государство, осознавая свою ответственность за персональные данные граждан, принимает нормативные акты, требующие размещения данных о россиянах на серверах внутри страны. А. Жаров отметил, что китайские компании, в том числе такие крупные, как Nova, первыми реализовали это требование. Подходы к регулированию мобильного Интернета в стадии обсуждения.

На секции «Сетевая безопасность. Безопасность инфраструктуры связи и управления Интернетом» выступили заместитель генерального директора ОАО «Гипросвязь» Алексей Васильев и заместитель руководителя Россвязи Игорь Чурсин. Тему «Импортозамещение» вел президент Фонда информационной демократии Илья Массух. Подробно рассматривались также вопросы безопасности коммуникационных и медиасервисов, обеспечения безопасности социально значимых интернет-сервисов, безопасности данных, обеспечения защиты личных данных граждан, противодействия киберпреступности и др.

Рубрики и ключевые слова