5G и телевещание объединились

В Же­неве сос­то­ялось пер­вое за­седа­ние ко­ор­ди­наци­он­но­го со­вета 5G Media Action Group (5G-MAG). Это но­вая ра­бочая груп­па, соз­данная при Ев­ро­пей­ском ве­щатель­ном со­юзе (EBU) для прод­ви­жения идеи те­леве­щания в се­тях 5G. Об этом на Х Меж­ду­народ­ной кон­фе­рен­ции Digital TV Russia & CIS со­об­щил пред­се­датель от­де­ла прод­ви­жения и ком­му­ника­ций DVB Ев­ро­пей­ско­го ве­щатель­но­го со­юза и ге­нераль­ный ди­рек­тор ни­дер­ланд­ской ком­па­нии Funke Digital TV Стэн Бай­енс, ко­торый стал ви­це-пред­се­дате­лем 5G-MAG. От Рос­сии в ко­ор­ди­наци­он­ный ко­митет 5G-MAG во­шел ди­рек­тор де­пар­та­мен­та стра­тегии раз­ви­тия и тех­ни­чес­кой по­лити­ки ФГУП "Рос­сий­ская те­леви­зи­он­ная и ра­ди­ове­щатель­ная сеть" (РТРС) Анд­рей Чер­ни­ков.

16 октября в Женеве состоялось первое заседание 5G Media Action Group, сообщил Стэн Байенс. Как сообщает ComNews, на нем участники определили структуру — выбрали руководящий состав и рабочие группы. Возглавил 5G-MAG директор по технологиям и инновациям EBU Антонио Архидиаконо. Стэн Байенс стал вице-председателем организации, а финансовым управляющим — генеральный секретарь Broadcast Networks Europe (BNE) Ларс Бэклунд. От России в координационный совет 5G-MAG вошел Андрей Черников. «Я рад, что Россия в лице РТРС уже участвует в работе 5G-MAG, и я приглашаю к работе других российских представителей», — сказал Стэн Байенс, выступая на Digital TV Russia & CIS.

Стэн Байенс подчеркнул, что смог убедить EBU принимать в 5G-MAG не только членов Европейского вещательного союза, но и всех заинтересованных участников рынка. На текущий момент, по данным издания TVB Europe, в состав 5G-MAG уже вошло более 30 организаций. Оно объединило представителей контент- и сервис-провайдеров, операторов связи, поставщиков компонентов и технологических решений, производителей оборудования, R&D-организаций и регуляторов. По данным TVB Europe, кроме перечисленных организаций к 5G-MAG присоединились ATEME, Bayerischer Rundfunk, Cyfrowy Polsat Group, ENENSYS, Eutelsat, ESA, France Télévisions, Huawei, IRT, MBI, ORF / ORS, Rohde & Schwarz, RAI and the Technical University of Braunschweig.

5G Media Action Group была учреждена 1 октября 2019 г. Организация преследует цель создать действующую основу для ориентированного на рынок внедрения решений 5G, способных соответствовать требованиям к производству и распространению аудиовизуального контента. Об этом говорится в официальном сообщении EBU, посвященном созданию объединения.

По словам Стэна Байенса, вещательная индустрия не имеет поддержки на уровне смартфонов, поэтому неуверенно смотрит в будущее, а ведь уже появились мобильные устройства с 4К-дисплеем. «Вещателям нужно получить доступ к смартфонам и другим малым девайсам — планшетам, ноутбукам, — убежден он. — На Всемирной конференции радиосвязи WRC-19, которая стартует в этом месяце в Шарм-эль-Шейхе, вещатели должны защитить радиочастотный спектр — если мы его потеряем, вернуть уже не удастся».

Потенциал сетей 5G для вещания огромен, особенно с учетом того, что мобильные сети имеют национальное покрытие. Именно поэтому Стэн Байенс полагает, что 5G-MAG должно сотрудничать с сотовыми операторами. Тем временем опрошенные ComNews представители «большой четверки» констатируют продолжающийся переток зрителей из эфирного и кабельного ТВ в интернет, ожидают появлений новых типов контента и собираются предлагать конвергентные продукты.

В пресс-службе «Билайна» (ПАО «ВымпелКом») придерживаются позиции, что попытка внедрения вещательными компаниями технологий на базе 5G broadcasting (в чем и заключается идея создателей новой рабочей группы) не приведет к изменению общего тренда. «Телезрители все больше используют сети телеком-операторов для просмотра ТВ и другого видеоконтента. Внедрение телеком-операторами 5G усилит этот тренд за счет предложения более высокого качества сервиса, повысит уровень интерактивности контента и будет способствовать появлению новых форматов», — отмечает представитель оператора.

Продолжая мысль коллег из «Билайна», пресс-секретарь ПАО «МегаФон» Марина Пурим подчеркивает, что появление сетей 5G окажет влияние на телевизионный рынок, предоставив возможности для появления новых типов тяжелого контента, например VR и AR или cloud gaming. «Новый стандарт связи, скорее, в целом поменяет отрасль производства контента, создав нечто новое, отличающееся от существующего ТВ, как оно отличалось от театра. Для полноценного использования возможностей 5G будет нужен другой тип контента и время, чтобы сформировать на него спрос», — рассуждает она.

«Развитие стриминговых сервисов и появление абсолютно нового информационного, развлекательного и образовательного контента увели у вещателей часть аудитории, которая просто перестала смотреть телевизор, — солидарна с позицией коллег представитель Tele2 (ООО „Т2 Мобайл“) Дарья Колесникова. — Это примерно те же пользователи, которые смотрят онлайн-кинотеатры, YouTube и пока еще телеэфир с мобильного телефона. Распространение 5G в В2С-сегменте будет способствовать развитию видеосервисов. „Новое“ поколение зрителей продолжит потреблять видеоконтент в таком же формате и при запуске технологии 5G, которая только улучшит пользовательский опыт. С этой точки зрения перспективы вещателей будут зависеть от способности адаптировать контент к мобильным приложениям и ориентировать его на „цифровую“ аудиторию».

В свою очередь ПАО «МТС», в активе которого есть «Спутниковое ТВ», не видит угрозы для своего спутникового бизнеса в связи с наметившейся тенденцией к переходу пользователей к стримингу контента по сетям 5G. «Мы не видим для себя такой угрозы, — передает позицию компании пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов. — Нередко спутниковое ТВ вещает на тех территориях, где нет других альтернатив вещания и где сооружение мобильных сетей новых форматов (LTE, 5G) экономически нецелесообразно. При этом даже при максимально широком развертывании сети 5G спутниковая технология доставки контента останется наиболее дешевой, в том числе с учетом наличия существующих абонентов и парка принимающих устройств».

Более того, продолжает представитель оператора, МТС уже сейчас активно развивает предложение конвергентных и комбинированных продуктов и предлагает абонентам получение контента в разных средах. «Мы понимаем, что технология перестает играть решающую роль. Основным фактором выбора услуги в ближайшей перспективе будет ее технологическая доступность — в том числе необходимость покупки новых устройств, — стоимость, качество сервиса и качество контента. И мы уверены, что максимально интересного эффекта для пользователей и бизнеса можно будет добиться за счет комбинации разных технологий в едином продукте», — сказал Алексей Меркутов.

Директор по проектам «ТМТ Консалтинга» Елена Крылова напоминает, что в России перспективы развития 5G пока остаются неясными. Тем не менее уже сейчас в сетях LTE предлагается подключение в том числе к ТВ через роутер (технология WTTx). Целевой аудиторией WTTx, по словам Елены Крыловой, являются жители коттеджных и дачных поселков — там, где дорог или недоступен проводной интернет. Как полагает аналитик, в теории эта технология (через 4G и 5G) должна быть востребована. «В условиях, когда всем необходим интернет-доступ, а не только ТВ, данная технология выигрывает у спутникового ТВ. А если учесть, что роутер можно перевозить квартира/дача, то WTTx является конкурентом и проводным операторам», — заключает Елена Крылова.

Рубрики и ключевые слова