Стимулирование развития рынка отечественного оборудования связи

Одним из основных механизмов управления рыночными отношениями в отрасли являются отраслевые законодательные и иные нормативные акты, с помощью которых формируются правила создания и эксплуатации сетей электросвязи, влияющие на экономику отрасли и отдельных предприятий связи. Эти правила должны сформировать модель экономического поведения участников рынка, обеспечить преимущества для отечественного оборудования. Отрасли необходимо создать НПА, направленные на стимулирование импортозамещения.

Авторы:
В.А. Григорьев, генеральный директор Лаборатории инфокоммуникационных систем, зав. кафедрой беспроводных телекоммуникаций НИУ ИТМО, д.т.н., профессор
М.Л. Хазов, начальник отдела государственного регулирования обеспечения функционирования сетей связи и метрологии Департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи РФ

Стимулирование испортозамещения может быть экономическим и административным. Экономические меры стимулирования могут включать дотации или снижение налогов на продукцию пропорционально проценту отечественности. Административные меры предполагают обязательство закупок, как минимум по госконтрактам, оборудования с процентом отечественности не ниже заданного. Экономические преимущества для государства в использовании оборудования, изготовленного на территории РФ, очевидны (увеличение активов предприятий, количества работающих предприятий, занятости населения и пр.), и они должны стать основным двигателем развития отрасли, так как сегодня в отрасли работает только экономика услуг связи, а экономика производства оборудования практически отсутствует. Программа субсидирования отечественного производства разработана в Минпромторге [1], но ее эффективность на сегодня требует отдельной оценки и анализа.

Текущий статус по созданию НПА для стимулирования импортозамещения

Реализация необходимых для государства свойств сети связи общего пользования обеспечивается через выполнение обязательных требований к построению сети и ее элементов при свободе выбора в пределах установленных ограничений [2]. Для реализации этих требований необходимы нормативные документы, в которых они установлены, порядок их реализации, механизмы контроля и оценки, позволяющие государству быть уверенным, что обязательные требования, «предписанные» на бумаге (НПА, проекты и пр.), точно реализованы в действующей сети.

Требования устанавливаются в рамках иерархической системы законодательного и иного нормативного регулирования, определяющей все необходимые параметры сети с самого верхнего уровня (федеральные законы, концепции развития, генеральные схемы) до уровня требований к конкретному типу оборудования и услуг связи (НПА отрасли). Сегодня работой по созданию нормативных правовых документов занимается Минкомсвязь России при поддержке Россвязи, Роскомнадзора и их подведомственных организаций [4−6, 9]. Создаются НПА отрасли, устанавливающие требования к структуре и элементам сетей. Однако, из-за ограниченности сил и средств, сложности и растянутости нормотворческих процедур во времени НПА могут приниматься с задержками.


Особое мнение

Борис Кузнецов, профессор, ведущий научный сотрудник института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ

Первым делом нужно понять, что задача импортозамещения решается не за месяц, не за год и даже не за три. Над решением этой проблемы нужно работать постоянно. Второе: импортозамещение эффективно только тогда, когда оно ведет к снижению цены при сопоставимом качестве элементов, оборудования и ПО. Третье: не стоит стремиться избавиться от импорта вообще — ни к чему хорошему это не приведет (ориентация исключительно на внутренний рынок в долгосрочном плане вообще может сыграть с отраслью злую шутку). Я считаю, что следует выделить какие-то стратегические области, наиболее важные для телекома, и сосредоточиться на них, потому что попытка импортозаместиться «по всему фронту» может плохо кончиться для отрасли. Ну и последнее: любые мероприятия по импортозамещению должны комбинироваться с мерами по развитию экспорта. Потому что импортозамещение без выхода отечественных производителей на внешние рынки просто не создаст нужных условий для повышения конкурентоспособности отечественной телекоммуникационной продукции.


Требования в НПА можно формулировать таким образом, чтобы оборудование, изготовленное в РФ, имело технические преимущества перед зарубежным — это так называемые меры неколичественных ограничений. Например, это могут быть дополнительные, обязательные для реализации на территории РФ функции или требования к интерфейсам, способам обмена данными и пр., которые позволят отечественным компаниям производить оборудование с функциональными свойствами, отличающимися от свойств иностранного оборудования, дополняя его характеристики полезными для потребителей решениями.

Для реализации перечисленных направлений необходимо использовать все имеющиеся в соответствии с законом «О связи» функции Минкомсвязи России, Роскомнадзора, Россвязи и их подведомственных организаций, усилить функции по прогнозированию ситуации и формированию национальной политики, опираясь на программные и иные документы высокого уровня (указы, распоряжения и решения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ). Необходимые средства нормативного управления в действующем законодательстве предусмотрены, но не реализованы в должном объеме, в то же время часть его положений требует изменений и дополнений.

Потери от недостатка нормативно-технической документации исчисляются миллиардами рублей и приводят к отсутствию национальной промышленности в отрасли связи. Объем производства в РФ в сравнении с объемом импортируемой техники связи и ПО составляет всего несколько процентов. Поэтому всегда есть угроза недопоставки какого-либо типа оборудования или поставки в недостаточном количестве, или поставки с неизвестными функциями — все эти факторы влияют как на развитие отрасли, на ее экономику, так и на безопасность управления процессами в государстве на любом уровне.

Оценка возможного внутреннего объема рынка может быть проведена на основе объемов импортируемого оборудования связи. В итоге должны быть сформированы обязательные требования, с помощью которых государство защищает сеть связи общего пользования (ССОП) от нежелательных преднамеренных и непреднамеренных воздействий со стороны действующих и новых элементов сети, способных привести к нарушению работоспособности и формированию дополнительных национальных требований [3], обеспечивающих безусловную реализацию суверенитета РФ как в части услуг связи, так и в части промышленности средств связи.


Особое мнение

Алексей Стуров, президент ассоциации компаний связи

Во-первых, проекты по импортозамещению в текущей экономической ситуации должны распространяться не только на операторов сотовой связи, они должны включать в себя всех операторов связи, в том числе и операторов ШПД, что позволит производителям начать производство сначала бюджетного телеком-оборудования, а уже потом перейти на телеком-оборудование более высокого уровня. Такая практика распространена во всем мире и позволяет развивать производство начиная с небольших объемов. Во- вторых, стимулирование (сокращением налогов, предоставление кредитов по низким ставкам) предприятий связи на приобретение отечественного оборудования, в том числе и недорогостоящего оборудования, позволит предприятиям — производителям получать заказы на производство телеком-оборудования. В настоящее время получить кредит предприятию связи на приобретение клиентского (абонентского) оборудования практически невозможно. Риски и угрозы при реализации этих задач заключаются лишь в том, что государственные органы, призванные развивать и контролировать рынок оказания услуг связи обращают внимание только на крупных операторов связи, не принимая во внимание деятельность других не очень крупных предприятий связи.

Кроме того, системой нормативных актов обеспечивается равенство условий конкуренции на рынке связи. Поэтому обязательные требования к элементам ССОП являются инструментом управления государства, которым надо начинать пользоваться для формирования собственной политики. Однако постоянно возникают вопросы об объеме требований и порядке контроля реализации требований в части импортозамещения.


В итоге должны быть сформированы обязательные требования, с помощью которых государство защищает сеть связи общего пользования (ССОП) от нежелательных преднамеренных и непреднамеренных воздействий со стороны действующих и новых элементов сети, способных привести к нарушению работоспособности и формированию дополнительных национальных требований [3], обеспечивающих безусловную реализацию суверенитета РФ как в части услуг связи, так и в части промышленности средств связи.

Кроме того, системой нормативных актов обеспечивается равенство условий конкуренции на рынке связи. Поэтому обязательные требования к элементам ССОП являются инструментом управления государства, которым надо начинать пользоваться для формирования собственной политики. Однако постоянно возникают вопросы об объеме требований и порядке контроля реализации требований в части импортозамещения.

Выводы

Вопросами импортозамещения оборудования в сетях связи РФ необходимо заниматься на плановой основе с четким определением целей и задач на ближайшую перспективу и на длительный период времени. Для этого следует развивать нормативную правовую базу в целях формирования требований к оборудованию связи с учетом национальных интересов по формированию внутреннего рынка ТС. Предстоит решить следующие задачи:

  • Исследовать предоставляемые виды услуг связи и сети связи на предмет их соответствия требованиям отрасли связи (например, ОТТ-сервисы) и при необходимости создать систему НПА, регламентирующую их функционирование в целях защиты отечественного рынка.
  • Разрабатывать требования и стандарты для новых отечественных технологий, участвовать в международной кооперации по разработке стандартов с целью учета национальных интересов.
  • Разрабатывать требования и стандарты в области отраслевого импортозамещения, обеспечивающие приоритет отечественного оборудования.
  • Разрабатывать стандарты для перспективных технологий, таких как облачные технологии, когнитивное радио, системы поколения 5G, Internet of Things, М2М и др., на основе которых прогнозировать, формировать правила игры и поддерживать развитие рынка технических средств связи для новых направлений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Минпромторга России № 662 от 31.03.2015 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации».
  2. Приказ Минсвязи № 258 от 26 августа 2014 г. «Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 года № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
  6. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 434 «О радиочастотной службе».
  7. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
  8. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
  9. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Рубрики и ключевые слова