Мобильник впереди компьютера

В дни проведения форума РИФ-2018 Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представила результаты исследования «Рунет сегодня», посвященного развитию российской интернет-индустрии и смежных рынков в 2017 г. Как отмечается в исследовании, аудитория мобильного интернета в России в 2017 году впервые превысила десктопную.

Исследование показало, что 73 млн пользователей (59% от населения) пользуются интернетом через мобильные устройства хотя бы один раз в месяц. 20,9% используют исключительно мобильный интернет. «3,8% ВВП ($ 48,2 млрд) составляет мобильная экономика в России. На 10,7% в год будет расти в среднем в ближайшие пять лет. Мобильная экономика является 11 по размеру экономической активностью в России, конкурируя по этому показателю со сферой сельского хозяйства», — приводит ComNews слова директора РАЭК Сергея Плуготаренко.

По его словам, расходы российских пользователей на покупку мобильных приложений в 2017 г. составили около $ 500 млн. Россия вошла в топ-5 стран по количеству загрузок приложений, уступая Китаю, Индии, США и Бразилии, а 11 российских компаний — в топ-20 приложений по загрузкам в 2017 г.

Сегмент интернет-рекламы, согласно исследованию, остается самым быстрорастущим среди всех сегментов рекламного рынка с динамикой 22%. Эта тенденция значительно усилится в следующие пять лет — в частности, благодаря быстрому росту доходов от мобильной рекламы. Причем общие расходы российских рекламодателей на мобильные форматы к концу 2017 г. увеличились на 43%. При том, что сейчас 72% российский рекламодателей используют как минимум одно мобильное решение в своих рекламных кампаниях. Объем рынка мобильной рекламы по итогам 2017 г. составил 79,3 млрд руб.

В области финансов и торговли мобильный сегмент является один из главных драйверов рынка — 54% всех мобильных продаж в России совершается в приложениях. 20% всех продаж через персональный компьютер в России совершаются после клика с мобильного устройства. Количество сделок в приложениях по сравнению с 2016 годом увеличилось на 50%. 17% заказов в российских интернет-магазинах и 22% заказов в сегменте трансграничной торговли к сентябрю 2017 г. приходилось на мобильные устройства. Компьютер и ноутбук все еще остаются основным устройством для онлайн-покупок, но их доля в общем объеме заказов постепенно снижается.

Электронная торговля товарами и услугами в 2017 г. составила 36% цифровой экономики страны. Динамика рынка позволяет говорить об оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекания покупателей из офлайна в онлайн. Рост рынка обеспечен в большей степени за счет роста объема трансграничной торговли, которая опережает по темпам локальный рынок. Доля внутренней торговли в общем объеме рынка снижается. Больше половины трансграничного оборота онлайн-торговли приходится на Китай.

Что касается области инфраструктуры и связи, в исследовании указывается, что мобильный трафик в России почти в 10 раз дешевле для пользователя, чем в США, и почти в три раза дешевле, чем в Германии, а также почти в два раза дешевле, чем в Южной Африке.

В сфере медиа и развлечений наблюдается мощный рост показателей. Россия впервые стала одним из драйверов роста рынка мобильных приложений. По итогам 2017 г. в стране сделано 4,340 млрд их загрузок, а затраты потребителей на российском рынке приложений составили $ 580 млн против $ 420 млн годом ранее. При этом книг в мобильных приложениях было куплено в 2017 г. на 70% больше, чем в 2016 г. Для просмотра онлайн-видео мобильными устройствами пользуются более 26 млн жителей России. Десктопы перестали быть основным средством просмотра видео в интернете — Россия переходит на мобильные устройства. Самым быстрорастущим сегментом рынка онлайн-игр в России является разработка мобильных игр. В общем и целом, Россия стала лидером в мире в области мобильных приложений — в ней покупают и потребляют больше, чем где бы то ни было.

Значительные, но в отрицательном смысле, результаты мобильная экономика показала также в сфере кибербезопасности. Россия заняла первое место по количеству пользователей, столкнувшихся с мобильными банковскими троянцами. Одним из трендов 2017 г. является развитие мобильных угроз. Так, за прошедший год было обнаружено 5,74 млн вредоносных установочных пакетов, что почти в полтора раза меньше, чем в 2016 году, но практически в два раза больше, чем в 2015. Также в 2017 г. было обнаружено 94, 4 тыс. мобильных банковских троянцев (в 1,3 раза меньше, чем в 2016 г.) и 544,1 тыс. мобильных троянцев-вымогателей (в два раза больше, чем в 2016 г., и в 17 раз больше, чем в 2015. В 2017 г. имели место 42,7 млн атак вредоносного мобильного ПО (против 40 млн в 2016 г.). В два раза по сравнению с 2016 годом и в 17 раз по сравнению с 2015 выросло количество мобильных троянцев-вымогателей. Россия заняла первое место по количеству пользователей, столкнувшихся с мобильными угрозами.

В области образования и кадров мобильная экономика достигла следующего. Тогда, как в 2016 г. она создала 1,2 млн рабочих мест (55,4% новых рабочих мест обеспечили операторы сотовой связи и интернет- провайдеры), в течение следующих пяти лет благодаря ей появится еще 430 тыс. Число разработчиков мобильных приложений в течение ближайших пяти лет в среднем будет расти на 38,4% в год.

В пресс-службе ПАО «ВымелКом» (бренд «Билайн») корреспонденту ComNews, говоря о развитии мобильной экономики, указали на тот факт, что российские операторы активно реализуют комплекс мер по цифровизации бизнеса как с точки зрения развития и эксплуатации сети, так и в части предоставления сервиса, и уже давно перестали быть просто инструментом голосовой связи для своих клиентов. «Уже сейчас „Билайн“ предлагает клиентам целый спектр самых современных услуг, включая мобильную коммерцию, страхование, облачные сервисы, решения в области интернета вещей, приложения для клиентов и продавцов, ТВ-продукт, а также использует продвинутые инструменты в собственном бизнесе, в том числе Big Data и Smart Managed Services — новую операционную модель планирования, строительства и эксплуатации сети. Мы и дальше намерены двигаться в сторону цифровизации, ориентируясь на растущие потребности наших клиентов», — заявили в пресс-службе.

Как пояснил корреспонденту ComNews аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын, под мобильной экономикой в этом и подобном ему исследованиях, в основном, понимается мобильная коммерция. «А в таком случае основным драйвером ее роста будет переход покупателей с десктопов на смартфоны. Впрочем, сама суть процесса, которая заключается в том, что россияне теми или иными способами приобретают китайский ширпотреб, от этого не изменится», — указал Леонид Делицын.

По мнению аналитика, сложно сказать, что исследователи аккуратно обращаются с цифрами. «Например, они сообщают, что уровень использования интернета составляет 73%, а к 2020 г. 85% будут иметь доступ к интернету. Такое сопоставление вызывает иллюзию быстрого роста, однако доступ и использование — это разные вещи (о чем можно было бы и написать мелким шрифтом), и строго говоря, не растет ни то, ни другое. Использование и в прошлом году составляло те же 73%, а доступность не отличалась от сегодняшней», — заметил Леонид Делицын.

Впрочем, по мнению эксперта, существующие пользователи набираются опыта. «Все больше людей отваживается приобрести что-нибудь в интернете. Новые поколения пользователей и вовсе не боятся покупок, а напротив, спешат нажать кнопку „купить немедленно“ на экране родительского смартфона или планшета. Этот опыт и позволит электронной коммерции расти на 10−15% ежегодно в течение 3−5 лет, а переход с десктопной на мобильную коммерцию обеспечит еще быстрее», — отметил Леонид Делицын.

На взгляд старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, мобильная и цифровая экономика в России показывают существенные темпы роста. «Однако, пока это еще частично обусловлено эффектом низкой базы. Мы находимся в точке активной разработки, развития и внедрения различных цифровых сервисов, что и позволяет показывать существенный рост. При этом на горизонте ближайших двух лет данная динамика сохранится», — заявил Богдан Зварич.

Так, по мнению аналитика, различные компании, задумываются о цифровизации бизнес-процессов, что будет способствовать инвестициям в данном направлении. «Однако, в случае ухудшения экономической ситуации в стране, на мой взгляд, именно подобные проекты будут первыми лишаться финансирования, при сворачивании инвестиционных программ», — заметил эксперт.

Рубрики и ключевые слова