Константин Левчин: «Надо развивать то, что мы можем делать самостоятельно»

Своим мнением о проблемах импортозамещения делится Константин Левчин, заместитель директора Центра НИОКР Группы «Техносерв».

Техносерв_Левчин_Константин[1]

«ЭС»: Насколько готовы отечественные компании к замещению иностранных брендов? В каких конкретно секторах ИКТ?

— Я бы выделил три категории систем, где импортозамещение реально. Во-первых, это системы, которые уже испытывают наибольшую конкуренцию со стороны новых игроков и технологий. Как правило, наличие движения в сегменте означает сочетание факторов, приводящее к появлению возможностей и открытых ниш. Какие это факторы? Крупные игроки, вынужденные поддерживать огромный объем кода и содержать экспертов предметной области (а это означает существенно завышенные цены на продукцию), на фоне появления новых технологий и продуктов с открытым кодом, существенно снижающих входные затраты нового игрока.

Еще один фактор — появление новых бизнес-моделей (например, сервисной), легко конкурирующих с существующими. Хорошие примеры такого замещения — отечественные системы в области телекоммуникаций, СУБД и т. д.

Ко второй категории можно отнести системы со смещенной ценностью решения от технологических движков в сторону предметной, информационной и научной составляющей. А здесь у нас есть традиционное преимущество. Примеры подобных направлений — информационные системы управления бизнес-процессами, экспертные и аналитические системы, процессоры бизнес-правил и т. д.

К третьей категории относятся системы со специфическими для РФ требованиями к процессам, правилам и алгоритмам. Раньше часто такие программы разрабатывались «под заказчика» западными специалистами, например, в телекоме и государственных структурах. Здесь, ввиду хорошего понимания нашими специалистами отечественной специфики, требований и спецификаций, сроки портирования подобных систем на отечественную программную базу существенно сокращаются. Да в общем-то уже сейчас во многих федеральных органах стоят отечественные платформы.

«ЭС»: Какие изменения претерпел бизнес вашей компании в условиях импортозамещения?

— Думаю, что я не буду одинок в том, что, если мы хотим работать на этом рынке, надо развивать то, что мы можем делать самостоятельно: оказывать сервисные услуги и развивать собственные решения и программные продукты, которые приносят нужную для развития маржинальность.
Собственные продукты «Техносерв» развивает достаточно давно. Например, биометрические решения семейства «Каскад» начали разрабатываться еще в 2009 году, экспертизу для создания продуктов по телекоммуникационному направлению стали собирать с 2006 года, а разработка таких продуктов, как система портретного анализа и корпоративное управление, стартовала в 2013 году.

Кроме того, в начале 2015 года был создан центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) «Техносерва» на территории Инновационного центра «Сколково». «Техносерв» перевел в «Сколково» команду по разработке систем биометрической идентификации личности. Вторым направлением стало создание прикладных решений, средств разработки и тестирования.

Общая численность сотрудников центра составит 150 человек. Как участник ИТ-кластера «Технософт» отслеживает разработки, развивающиеся в «Сколково», для привлечения в свои проекты и оказания менторской поддержки.

«ЭС»: Просим поделиться планами, если таковые имеются, по выпуску импортозамещающей продукции в текущем году.

— Основное направление в этой области — это развитие «Техносервом» собственных нишевых технологических предложений, максимально ориентированных на отраслевые потребности бизнеса заказчиков. К ним относятся такие разработки как система комплексной автоматизации процессов управления проектированием и строительством сетей, решения по управлению услугами в виртуальной среде, средства управления виртуальной инфраструктурой, а также решение для управления жизненным циклом приложений и система предиктивной аналитики.

На данный момент в портфеле «Техносерва» 15 готовых решений и еще 6 продуктов находятся в стадии тестирования. Продукты адресованы в первую очередь телекоммуникационным компаниям, промышленным предприятиям, государственным учреждениям, финансовым организациям и силовым структурам.

Рубрики и ключевые слова