От «деревяшки», как его называли в народе в пятидесятые годы прошлого столетия, до современного — одного из лучших приборостроительных предприятий России. Таков славный путь Ижевского радиозавода. Завод создавался несколькими поколениями. Поколение пятидесятых строило первые корпуса, выпускало первые радиоприемники. Шестидесятые годы — начало космической эры предприятия, создаются первые телеметрические системы; в семидесятых — навигационные комплексы для кораблей военно-морского флота; в восьмидесятых коллективом предприятия создаются сложнейшие ретронсляторы для космических аппаратов. Все это время завод постоянно строился, возводятся новые корпуса, осваиваются самые передовые технологии.
В непростые девяностые годы коллектив предприятия проявил себя с самой лучшей стороны. Он не разделился на обиженных и обидчиков, не ввергнулся в хаос забастовок. Все понимали, что только настойчивая работа даст возможность выжить заводу.
Самым мощным конкурентным преимуществом «Ижевского радиозавода» является его коллектив. Особый дух творчества, уважительного отношения друг к другу, высокий интеллект работников создают комфортные условия для продуктивного труда.
Ижевский радиозавод поздравляет с юбилеем генеральный директор ФГУП НИИР, главный редактор журнала «Электросвязь» Валерий Бутенко
1958
- Создан Ижевский государственный радиозавод (позже Ижевский радиозавод, ИРЗ).
- С выпуска первой партии радиоприемников IV класса «Волна» началось производство бытовой радиоаппаратуры, которое продолжалось до конца 90 годов ХХ века.
1961
- Принято решение об участии радиозавода в национальных космических проектах в качестве производителя телеметрических систем.
- В декабре продукция «Ижевского Государственного радиозавода» впервые представлена на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР.
1962
- Завод изготовил первые приборы телеметрических систем для ракеты-носителя «Восток».
1964
- Началось серийное производство аппаратуры для ракетно-космической отрасли.
- В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР на ИРЗ создано ОКБ по сопровождению серийного производства специальной аппаратуры.
1965
- Ижевский радиозавод вошел в состав Пятого Главного Управления Министерства общего машиностроения как серийный производитель космической телеметрии.
- Предприятие освоило производство систем управления высокодинамичными объектами.
1966
- Завод освоил аппаратуру для первого в СССР метеорологического спутника «Метеор».
1967
- Разработана и произведена телеметрическая система для испытаний первого в СССР сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144.
- Достигла планеты Венера автоматическая станция «Венера-4» с радиотелеметрической системой ИРЗ.
1968
- Стартовал космический корабль «Союз» с телеметрией, изготовленной на ИРЗ. Объем производства телеметрических систем для специальных заказчиков превысил объем гражданской аппаратуры.
- Завод освоил производство аппаратуры спутниковой навигации.
1970
- Началось становление микроэлектронного производства.
1971
- Изготовлена первая советская спутниковая корабельная навигационная аппаратура в интересах ВМФ.
1972
- Завод приступил к производству аппаратуры для траекторных измерений высокодинамичных объектов.
1976
- За высокие достижения в области освоения космической техники Ижевскому радиозаводу вручен орден Трудового Красного Знамени.
1979
- Ижевский радиозавод освоил производство аппаратуры космической связи.
1982
- Освоены первые в СССР радиоприемные устройства с цифровой обработкой сигнала, началось производство аппаратуры спутниковой навигации нового поколения для системы ГЛОНАСС.
1983
- Началась эксплуатация заводского радиополигона для испытаний ретрансляторов и антенных устройств.
- Завод освоил выпуск морского навигационного спутникового комплекса.
1984
- ИРЗ приступил к производству малогабаритной абонентской аппаратуры.
1985
- Производство бортовых радиотехнических комплексов для различных КА связи.
1987
- Завод посетил космонавт Николай Рукавишников.
- На заводе освоен высокоорбитальный связной ретранслятор с функцией обеспечения прямой передачи информации с космической станции «МИР», в том числе и при выходе ее из зоны прямой связи.
1988
- Для проекта «Энергия-Буран» ИРЗ изготовил 140 различных блоков и систем.
1993
- Продолжая работу в интересах ракетно-космической отрасли, ИРЗ начал развивать конверсионные направления: производство аппаратуры автоматики, безопасности и связи для железных дорог, производство радиостанций для силовых структур, производство аппаратуры для топливно-энергетического комплекса.
1994
- Завод освоил выпуск VSAT станций С диапазона по заказу Центробанка.
- Сеть станций спутниковой связи «Стела», развернутая Ижевским радиозаводом совместно с предприятиями-партнерами в девяти регионах страны, позволила связать в единую систему рассчетно-кассовые центры Центробанка.
1996
- На ИРЗ началось производство аппаратуры бортовых командно-измерительных систем.
1998
- Завод получил статус базового предприятия Российского космического агентства.
- Началась разработка и производство OEM навигационных модулей.
- В год 40-летия ИРЗ предприятие посетил космонавт Геннадий Стрекалов.
1999
- Первая собственная разработка ИРЗ для ракетно-космической отрасли — ТМС для РБ «Фрегат».
- Завод начал производство погружных телеметрических систем для нефтедобычи.
2000
- С участием аппаратуры ИРЗ реализован ряд международных космических проектов: МКС (телеметрия для всех российских модулей), КА SESAT по заказу Европейской организации спутниковой связи «Eutelsat», программа «Морской старт» по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования и др.
2002
- Завод освоил производство систем автоматической стыковки «Курс».
- Началось серийное производство и поставки на железные дороги радиостанции РС-46МЦ.
2003
- На ИРЗ разработаны и поставлены на производство бортовая аппаратура телесигнализации и бортовые цифровые вычислительные комплексы («Салют-32») для КА ГЛОНАСС и телекоммуникационных спутников.
2004
- Началось производство усовершенствованной бортовой системы безопасности для железных дорог КЛУБ-У.
2005
- Завод освоил серийное производство локомотивной радиостанции «РВС-1».
- На заводе создан собственный испытательный центр электронной компонентной базы.
- Прошел испытания бортовой ретрансляционный комплекс «Садко» для космической группировки «Гонец-М».
- Разработаны и освоены в производстве комплексы диспетчерского управления объектами нефтедобычи.
2007
- ИРЗ посетил первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов.
2008
- Завод посетил президент РФ (2008—2012) Дмитрий Медведев.
2009
- Для реализации проекта высокоскоростного электропоезда «Сапсан» ИРЗ произвел аппаратуру безопасности КЛУБ.
2010
- Завод первым в России прошел сертификацию на соответствие международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS.
- На ИРЗ разработан бортовой цифровой вычислительный комплекс БЦВК для негерметичных КА со сроком активного существования 15 лет.
2012—2013
- Поставлена на производство телеметрическая система для семейства перспективных ракет-носителей «Ангара».
- Разработана бортовая вычислительная машина для малых космических аппаратов.
2013
- Разработаны и производятся телеметрические системы для космических аппаратов высокоорбитальной системы «Арктика».
- Завод освоил производство системы безопасности для специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу ССПС-КХ.
- Началось строительство радиозаводского жилого микрорайона.
2014
- ИРЗ начал производство системы автоматической стыковки нового поколения «Курс-НА».
- На заводе разработан миниатюрный 2-канальный навигационный приемник МНП-М9.1.
- Начались поставки диагностической аппаратуры ИРЗ — систем контроля и регистрации параметров движения — в интересах Московского и Санкт-Петербургского метрополитена.
- Началось производство аппаратуры, работающей в составе единой командно-телеметрической системы космических кораблей. На новой элементной базе произведены приборы для МКС, началась эксплуатация первых приборов. Разработана и поставлена аппаратура для технического и стартового комплекса космодрома «Восточный».
- Аппаратурой связи ИРЗ, работающей по стандарту GSM-R, оснащены поезда «Ласточка» для Олимпийского Сочи.
- Освоена новая аппаратура для нефтедобычи — станции управления для штангово-глубинных насосов, резонансно-волновые комплексы для борьбы с солеотложениями на погружном оборудовании.
- В рамках программы создания на ИРЗ испытательного центра полного цикла, предприятие получило лицензию, дающую право проводить испытания ЭРИ на радиационную стойкость.
- На ИРЗ внедряется Производственная система радиозавода (ПСР), созданная на основе мирового опыта «бережливого производства».
- Введены в строй новые очистные сооружения, позволяющие на треть сократить концентрацию солей тяжелых металлов в стоках с гальванического производства.
2015
- ИРЗ разработал и произвел первую в России бортовую систему видеоконтроля для наблюдения за разделением ступеней и отделением полезной нагрузки. В развитие темы космической видеокамеры разработано новое изделие, предназначенное для визуального контроля за процессом раскрытия антенн и солнечных батарей, а также для контроля теплового режима КА.
- Изготовлен комплект нового изделия, обеспечивающего организацию канала связи между бортовой аппаратурой служебного модуля МКС и спутником-ретранслятором «Луч».
- Принята на снабжение ОАО «РЖД» новая система цифровой радиосвязи, работающая в стандарте DMR. В интересах железных дорог осваивается производство систем безопасности нового поколения БЛОК-М, диагностической аппаратуры (ЛОТЕС, УОИ и др.).
- Для контроля компонентов и узлов ответственных изделий на ИРЗ внедрена новая система рентгеновского контроля с функцией томографа.
2016
- Разработанная и произведенная на ИРЗ первая в России бортовая система видеоконтроля (БСВК) успешно отработала в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а», стартовавшей с космодрома «Восточный» 28 апреля. В режиме реального времени была осуществлена видеосъемка отделения ступеней ракеты-носителя, сброса головных обтекателей и отделения блока выведения «Волга» с космическими аппаратами на борту.
- Совместно с партнерами CAST CACEC из Китайской Народной Республики на базе ИРЗ ТЕСТ создана международная лаборатория для научно-технического сотрудничества в области применения высоконадежной электронной компонентной базы производства КНР предприятиями российской ракетно-космической отрасли.
- В состав системы КЛУБ-У внедрен новый блок БЭЛ-УМ. Данное конструктивное изменение позволяет оптимизировать эргономичность размещения блоков при оборудовании локомотива и снизить себестоимость производства.
- Совместно с ОАО «Скоростные магистрали» и ОАО «НИИАС» ИРЗ принимает участие в разработке и изготовлении системы обеспечения безопасности и поездной радиосвязи (СОБ-400) для высокоскоростного подвижного состава в рамках проекта ВСМ Москва-Казань.
- ИРЗ посетил летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Олег Скрипочка.
2017
- Ижевский радиозавод получил лётную квалификацию бортовой системы видеоконтроля (БСВК). В 2017 году БСВК установлена на все ракеты-носители при запуске с Байконура в рамках программы МКС: из 7 запланированных пусков — 7 успешно реализованы. Также бортовая система видеоконтроля была использована при старте РН «Союз» с космодрома Восточный в рамках программы летно-конструкторских испытаний.
- ИРЗ присоединился к международному масштабному исследованию космоса «ЭкзоМарс». На предприятии началось создание системы электроавтоматики, которая будет управлять бортовой аппаратурой и контролировать параметры посадочной платформы при доставке оборудования миссии с орбиты на поверхность Марса в 2020 году.
- Ижевский радиозавод приступил к созданию новой аппаратуры для телекоммуникационных спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103». Для данного проекта предприятие разрабатывает бортовой вычислительный комплекс и бортовую аппаратуру телесигнализации.
- Завод продолжил освоение и выпуск продукции для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Также предприятие вновь подтвердило соответствие своей системы менеджмента качества требованиям международного железнодорожного стандарта IRIS.
- ИРЗ расширил линейку оборудования систем связи стандарт DMR. Ассортимент пополнили носимые радиостанции РН311М, РН311MД, радиостанции с клавиатурой и дисплеем РН311МK, РН311MДK, базовые радиостанции РБ011 и возимые радиостанции РМ211 (предназначены для работы в аналоговых и цифровых сетях радиосвязи).
Сегодня Ижевский радиозавод — одно из крупнейших промышленных предприятий РФ, занимает лидирующие позиции среди приборостроительных компаний России. Завод выпускает продукцию специального и гражданского назначения. Все это время ИРЗ не прекращает движение вперед, в лучших производственных традициях сочетая смелость инженерной мысли и мастерство рабочих рук.
Космические высоты
В 2017 году весь мир отметил юбилей запуска первого искусственного спутника Земли. Год стал знаковым и для Ижевского радиозавода: предприятие получило летную квалификацию бортовой системы видеоконтроля (БСВК). БСВК формирует цветное видеоизображение частей ракеты после старта (процесс отделения ступеней, сброса головных обтекателей
Радиоэлектронное бортовое оборудование для космических кораблей, ракет-носителей и разгонных блоков, наземная контрольно-проверочная аппаратура производства ИРЗ задействованы во многих крупных космических проектах РФ, в том числе: «Глонасс-М», «Бион-М», «Спектр-УФ», «Олимп» и др.
Также завод участвует в международной масштабной миссии по исследованию четвертой планеты Солнечной системы — проекте «ЭкзоМарс». ИРЗ уже приступил к созданию комплекса электроавтоматики десантного модуля для космического аппарата «ЭкзоМарс-2020». С его помощью ученые России и Европы планируют взять геологические пробы, оценить запасы воды и попытаться ответить на один из вопросов, давно волнующих человечество, — есть ли жизнь на «красной планете»? Главный этап проекта начнется в 2020 году — в это время Марс будет находиться максимально близко к Земле.
Горизонты развития
Заглядывая в будущее, инженеры-конструкторы ИРЗ продолжают улучшать жизнь людей в настоящем. Результатом диверсификации бизнеса предприятия является увеличение объемов выпуска оборудования и аппаратуры для коммерческих рынков — это и системы безопасности на транспорте, системы управления процессом нефтедобычи, навигация, системы телекоммуникаций и сотовой связи.
ИРЗ выпускает несколько десятков модификаций систем скважинной телеметрии, станции управления погружными электродвигателями и автоматизированные комплексы управления технологическими процессами добычи нефти. Оборудование сокращает затраты на обслуживание скважин и увеличивает производительность месторождений.
Завод продолжает освоение и выпуск продукции для железнодорожного транспорта. В апреле 2017 года предприятие вновь подтвердило соответствие своей системы менеджмента качества требованиям международного железнодорожного стандарта IRIS.
Ижевский радиозавод принимает участие в проекте создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Специалисты ИРЗ совместно с конструкторами ведущих институтов-разработчиков систем железнодорожного транспорта создали комплекс «СОБ-400», призванный обеспечивать безопасность движения для высокоскоростных поездов.
Продукции ИРЗ обязаны своим спокойствием пассажиры уже действующих железнодорожных магистралей. Система «КЛУБ-У» — основное бортовое средство обеспечения безопасности движения поездов в России, в странах СНГ и Балтии. Устройство осуществляет ведение состава, отслеживает состояние машиниста, позволяет узнать, свободны ли участки пути для проезда, предупреждает о превышении скорости и при необходимости автоматически применяет экстренное торможение. Аппаратура «КЛУБ-У», выпускаемая ИРЗ, успешно обеспечивает безопасность движения высокоскоростных электропоездов «Сапсан» и «Аэроэкспресс».
Будущее начинается сегодня
Среди значимых областей развития ИРЗ — разработка и серийный выпуск продукции для военно-морского и коммерческого флотов, а также для гражданских и военных воздушных судов.
Большой потенциал у предприятия в направлении контрольно-проверочной техники и телекоммуникационного оборудования. Инженеры Ижевского радиозавода работают над системой, предназначенной для организации покрытия сотовой связью (3G- и 4G-стандартов) территорий, где установка полноценных базовых станций экономически невыгодна из-за небольшого мобильного трафика. Данная аппаратура позволит людям быть на связи в дороге и иметь широкополосный доступ в интернет в самых отдаленных населенных пунктах нашей страны.
Ижевский радиозавод вышел на международные рынки — предприятие изготавливает оборудование на экспорт. Заказчикам дальнего и ближнего зарубежья поставляются приборы для механизированной добычи нефти и системы безопасности для железнодорожного транспорта.
Человеческий фактор
Залогом успеха Ижевского радиозавода были и всегда будут его люди, специалисты — его команда. Сегодня на ИРЗ работают более 6 000 человек. Коллектив молодой: средний возраст сотрудников предприятия чуть менее 40 лет, а почти половина инженерно-технических специалистов в возрасте до 35 лет.
Руководство предприятия считает персонал своим основным конкурентным преимуществом. Радиозавод начинает готовить кадры со школьной скамьи — проводится профориентационная работа с учениками старших классов и привлечение их в профильные учреждения среднего и высшего образования. Главная кузница специалистов ИРЗ — это Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, также рабочие кадры готовит Радиомеханический техникум им. В.А. Шутова.