Импортозамещение как вынужденная необходимость, или Интеграл надо брать по частям

В рамках выставки «Связь-Экспокомм-2015» на стенде компании «СУПЕРТЕЛ» состоялся содержательный разговор с топ-менеджерами компании — председателем совета директоров Игорем Лукиным и директором по телекоммуникационным проектам Константином Лукиным. При этом были затронуты такие острые вопросы российской отрасли телекоммуникаций, как необходимость концепции развития отрасли и задачи межотраслевой рабочей группы, возможные пути импортозамещения, весомость статуса отечественного производителя и риски использования доверенного оборудования.

«ЭС»: Вы первыми получили статус отечественного производителя. Что это вам дало?

Игорь Лукин: Моральное удовлетворение. Статус — это необходимое условие, но недостаточное. Рынок у отечественных производителей отняли. Вновь создаваемые операторские структуры рассчитаны на то, чтобы ничего не менять. И их понять можно. Но государство-то должно обратить внимание на то, кто производит аппаратуру для сетей связи России, принадлежащих структурам с государственным участием.

Константин Лукин: При больших пошлинах на компонентную базу у нас оборудование не облагается соответствующим акцизом, как это должно быть. В Бразилии, например, таможенные пошлины составляют 40%, что ведет к росту конкурентоспособности на внутреннем рынке. Это и есть поддержка своих производителей со стороны государства. В этом случае и заградительные пошлины вводить не надо — достаточно нормативным актом закрепить требование, что за поставку продукции на государственные сети связи (о коммерческом рынке мы не говорим) вендор должен доплатить. Это распространенная практика, принятая во всех странах.

Игорь Лукин: Статистика говорит сама за себя: в европейских странах доля поставщиков оборудования — нерезидентов не превышает 10%, то же и в Китае (10−15 лет назад было 25%), а на магистральных сетях России — от 90 до 99%! В США на законодательном уровне принято, что сети связи с государственной поддержкой не могут устанавливать оборудование зарубежного производства. А у нас все открыто…


…складывается странная ситуация. С одной стороны, звучат заявления, что западные и китайские фирмы никогда не получат статус отечественного производителя, с другой — многие предприятия приводят на наш рынок чужих вендоров, которые под их прикрытием, пользуясь поддержкой крупных российских операторов, имеющих мощный административный ресурс, занимаются так называемой «отверточной сборкой».


«ЭС»: Но таково требование ВТО.

Константин Лукин: Это политика двойных стандартов, когда для одних членов организации одни требования, для других — другие. Тем не менее, надо признать, что в высокотехнологичных областях Россия проводит более суровую по отношению к ВТО политику заграждения, чем это кажется со стороны. И это правильно. Так в России еще сохранилось отечественное производство. В настоящее время статус отечественного производителя представляет собой лишь момент начала регулирования рынка государственной связи. Следующим шагом должна стать реальная поддержка отечественного производителя. Эти процессы идут очень медленно, отдачи от статуса нет.

Однако 30 июня вступает в силу закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». Закон, а также оперативно принятый подзаконный акт — совместный приказ Минэкономразвития и Минпромторга — образуют достаточно основательную нормативную базу для укрепления позиций отечественного оборудования на российском рынке. Они должны отрегулировать действия участников рынка с точки зрения преференций отечественному производителю при покупке оборудования для сетей государственных структур, таких как «Ростелеком», т. е. статус, наконец, начнет работать. Первые результаты этого закона мы надеемся увидеть в конце текущего года.

Игорь Лукин: Одна из главных частей выстраданного нами, в целом правильного закона «О промышленной политике в Российской Федерации» устанавливает право операторов эксплуатировать сетевую инфраструктуру, не оглядываясь ни на кого. В то же время нельзя забывать о том, что российская фирма- производитель телеком-оборудования, имеющая возможность использовать иностранные решения в продукции, выпускаемой под своим брендом, должна также уметь модернизировать аппаратуру зарубежного поставщика, если тот уйдет с рынка.

А сегодня складывается странная ситуация. С одной стороны, звучат заявления, что западные и китайские фирмы никогда не получат статус отечественного производителя, с другой — многие предприятия приводят на наш рынок чужих вендоров, которые под их прикрытием, пользуясь поддержкой крупных российских операторов, имеющих мощный административный ресурс, занимаются так называемой «отверточной сборкой». Пора, наконец, понять: под маркой доверенного оборудования создается структура, размывающая действие нового закона о статусе отечественного производителя. Жалко будет, если опять ничего не получится.

«ЭС»: Как мотивировать приход в отрасль новых производителей, нацеленных на импортозамещение?

Константин Лукин: Для успешного развития телеком-бизнеса необходимы громкие социальные ИТ-проекты. Нужно объяс- нять людям, зачем им информационная среда и какие выгоды она несет. Именно в таких проектах активно участвует «СУПЕРТЕЛ». Год назад это было обеспечение трансляции ТВ-программ во время Олимпийских игр на линиях связи Сочи-Джубга, построенных на оборудовании «СУПЕРТЕЛ», сейчас — проект правительства Санкт-Петербурга «Безопасный интеллектуальный город». В качестве опытной зоны, позволяющей увидеть, как используемые технологии будут взаимодействовать на большой распределенной территории, был выбран Кронштадт — достаточно крупное муниципальное образование северной столицы.

Социальная направленность проекта заключается в обеспечении безопасности людей, предоставлении возможностей персонального учета расходования газа, воды, электричества, оплаты услуг ЖКХ, мониторинга информационного освещения чрезвычайных ситуаций, защиты детства и материнства и т. д. Проект «Безопасный интеллектуальный город», в некоторой степени продолжающий «Социальный ГЛОНАСС» (см. «ЭС» № 7, 2012, с. 9), который мы продвигали несколько лет назад, предполагает максимально полный охват новыми информационными системами всех сфер существования и жизнедеятельности человека в мегаполисе. Его уникальность в том, что, помимо профессионалов — производителей оборудования и поставщиков услуг, в нем будут задействованы проживающие в Кронштадте жители, для которых все это и делается.

Наш проект весьма амбициозный, включает множество критериев, в том числе локализацию по кварталам, чего нет пока даже в Европе. По масштабам территориального распределения, оснащенности средствами безопасности его можно сравнивать, пожалуй, с программой «Интеллектуальный город», которая реализуется в Лондоне.

«ЭС»: С кем «СУПЕРТЕЛ» сотрудничает в реализации проекта?

Константин Лукин: В нем принимают участие предприятия кластера радиоэлектроники Санкт-Петербурга: «Авангард», Завод им. Козицкого, «Светлана-Оптоэлектроника», НПО «Импульс», «Вектор», «МАСШТАБ», НПП «Радар-ММС» и др. Координатором работы выступает Санкт-Петербургская ассоциация радиоэлектроники. Соглашения о привлечении к работам подписаны с ведущими вузами города: СПбПУ, СПбГУТ. Главная задача участников проекта — объединить технологии, создать единый центр управления.

Проект, стартовавший в 2014 г., получил предварительное одобрение Правительства Санкт-Петербурга. Для его реализации была создана определенная структура по инвестициям в Санкт-Петербурге, которая будет осуществлять финансирование и контроль исполнения задач. «СУПЕРТЕЛ» участвует в работе в нескольких ипостасях: как разработчик и поставщик программных приложений для мобильных сетей и оборудования для транспортной сети. Оно станет основой, в том числе, наземного информационного поля, служащего объединяющим началом. Причем наше оборудование может работать на уже имеющейся физической среде.

Рубрики и ключевые слова